X

Выбор города

Сменить город на ?
Сменить
Пропустить
×
back
4365
4365

Тиснение в Москве

Слово «тисненый» хотя бы раз встречается почти во всех литературных произведениях XIX-XX вв. Возьмем наугад несколько книг из нашей типографской библиотеки, в коих черным по белому напечатано:

  • Мне один японец подарил маленький баул, обтянутый кожей акулы; очень красиво, немного похоже на тисненый сафьян. И.А.Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1857 г.
  • В роскошно убранной комнате у самого окна стояла широкая скамья, обтянутая коричневойтиснёнойкожей. Артур Конан Дойл, «Изгнанники», 1893 г.
  • Поверх деревянной обшивки идут до потолка кожаные тисненые обои в клетку, с золотыми разводами и звездами. П.Д.Боборыкин, «Китай-город», 1882 г.
  • В полумраке поблескивает только золото тисненых переплетов в тяжелых шкафах. Александр Беляев, «Голова профессора Доуэля», 1937 г.

Книги по истории России в девяти томах

Смотрите, как интересно! Даже не заглянув в Википедию, мы сразу понимаем: тиснение — это способ декорирования изделий (обои, книги, мебель, сумки), применимый к разным материалам (кожа, сафьян, переплетная ткань). Вот что классика животворящая делает! Однако проверим, что скажут по интересующему нас вопросу словари.

Д. Н. Ушаков сообщает: «Тиснение — 1) выдавливание каких-либо изображений, узоров (от вышедшего из употребления глагола «тиснить»); 2) Полученный таким путем узор, изображение 3) Тираж, издание книги (устаревшее)».

«Популярная художественная энциклопедия», 1986, чуть более подробна: «Тиснение — техника художественной обработки кожи, листового металла, бархата, картона и некоторых других материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем выдавливания».

А теперь дадим выступить «Словарю полиграфических терминов». «Тиснение — вид постпечатной обработки, которая заключается в нанесении рельефного изображения на бумагу, кожу и другие материалы при помощи специальной металлической формы — клише». Вот это по-нашему, прямо в яблочко горошинку! Что ж, давайте выясним, кто первым в истории применил эту технологию, и зачем ему это понадобилось.

Тиснение на листовом металле

Ноу-хау эпохи неолита

Удивительное дело: украшенной тиснением посудой люди пользовались еще в новом каменном веке (IX-III тысячелетие до новой эры)! На японских островах Сикоку и Кюсю, в Приамурье, в Среднем Зауралье и Притоболье, в долинах рек Ишима и Тургая, на территории Германии, Чехии, Украины, Болгарии найдено множество керамических сосудов, декорированных отпечатками рыболовных сетей и грубых тканей. Особенно часто встречаются емкости с оттисками шнуров и веревок — их наматывали на гибкий прутик и вдавливали в сырую глину, после чего изделие обжигали. Этих артефактов собралось так много, что искусствоведы выделили их в отдельную категорию «культура шнуровой керамики».

Мастера времен неолита использовали при тиснении колоски злаковых, иголки хвойных деревьев, отдельные зернышки, шишки, ракушки, рыбьи скелеты и прочие подручные материалы. Японские гончары с глубокой древности вплоть до XX века шнур заменяли тесьмой, сплетенной из рисовой соломы. В печи стебельки растений сгорали, а на поверхности сосуда оставались оригинальные рельефные узоры.

Горшки культуры шнуровой керамики, ок. 2800 г до н. э., окрестности Бранденбурга

Горшки культуры шнуровой керамики, ок. 2800 г до н. э., окрестности Бранденбурга.

Раб, преступник

Прообразом современного тисненого логотипа можно считать тавро — клеймо на рогах или коже крупного домашнего скота, известное со времен Древнего Египта. Козочек и ослов метили редко, а вот коровы и быки щеголяли штампованными автографами своих хозяев. Но чаще, чем к животным, клеймение применяли к живым людям — рабам и солдатам, обычно плененным иностранцам; это подтверждают найденные на раскопках инструменты. Ученые-гуманисты предполагали, что сии приспособления предназначались для украшения тела татуировками, но папирусы II-I тысячелетия до н. э. сохранили описания унизительной процедуры верификации факта закабаления.

Прав у такого раба было… скарабей наплакал, в точности как у русского крепостного. Владелец всецело распоряжался его жизнью: мог отрядить на тяжелую работу, наказать, женить, продать вместе с землей или (бывают же чудеса!) отпустить на волю. Однако, даже став свободным, такой человек до конца дней своих носил на теле отметину, которая кричала: «Это чужеземец, к тому же бывший раб!».

Инструмент для клеймения рабов, Египет, ок. 1200 г. до н. э.

Инструмент для клеймения рабов, Египет, ок. 1200 г. до н. э.

«Добрую» традицию клеймения людей продолжили средневековые французы — правда, они подвергали экзекуции преступников: воров, грабителей, убийц и проституток женщин с пониженным уровнем социальной ответственности. Помните Миледи из «Трех мушкетеров» с ее лилией? Именно этот красивый цветок стал опознавательным знаком лиц с делинквентным поведением как символ несмываемого позора, общественного порицания и пожизненного наказания. Тиснение раскаленным железом на коже применялось во Франции вплоть до XIX столетия.

Знаменитое клеймо Миледи (кадр из х/ф «Три мушкетера», СССР, 1979 г.)

Знаменитое клеймо Миледи (кадр из х/ф «Три мушкетера», СССР, 1979 г.)

Древние греки, народ жизнелюбивый и к садизму не склонный, использовали клейма для маркировки амфор. Мастер оставлял на донце сосуда оттиск своего имени, а сотрудник ФАС чиновник-астином, проверявший объем и качество тары на соответствие стандартам — пометку на ручке: «Сделано по ГОСТ. Сертификат соответствия выдан Олимпийским Союзом (директор Громовержец Зевс Кроносович)».

Клейменая греческая амфора

Клейменая греческая амфора. Произведена фабрикой HISTIEIOS в IV в. до н. э., обнаружена в Крыму в 1985 году.

Древнеримские патриции вкушали филе кабанов, откормленных инжиром, копченую луканскую колбасу с сельдереем, рутой, гарумом и лавровыми ягодами, язычки дроздов и гузки павлинов с тисненых металлических блюд. В одном только доме Меандра в Помпеях археологи обнаружили 118 предметов из серебра и золота, в том числе тарелки, кубки, зеркала и даже кошелек.

Римское серебряное блюдо с позолотой, украшенное тиснением

Римское серебряное блюдо с позолотой, украшенное тиснением. Диаметр около 61 см, приблизительный возраст — 2200 лет, место обнаружения — Милденхолл, Великобритания.

Кстати о гаруме, коль уж он пришелся к слову. Если японцы заслуженно гордятся изобретением «пятого колеса в телеге» «пятого вкуса» (1908 год, химик Кикунаэ Икэда), то итальянцы могут снисходительно улыбаться им в ответ: мол, наши-то предки рецепт этого жороусилителя разработали на 2500 лет раньше! Высокобелковый соус готовили буквально из отбросов: рыбью требуху (кишки, чешую, кровь) оставляли бродить на солнце, после чего процеживали и добавляли в мясные, рыбные, овощные блюда. Главным же деликатесом Древнего Рима была тушка грызуна под названием «соня-полчок»: 150-170 граммов диетического, легкоусвояемого мяса, томленного в меду со специями.

Соня-полчок — грызун семейства соневых

Злые вы, патриции… Уйду я от вас! Тетя Соня.

О, сколько нам открытий чудных…

…готовит русская земля (прости, о Солнце нашей поэзии, что заставили тебя совершить пару лишних оборотов вокруг своей оси!). В X столетии под влиянием греческого искусства на Руси начали активно применять тиснение для декорирования ювелирных изделий, посуды, икон. Со временем эта техника вытеснила чеканку как менее трудо- и ресурсозатратный способ создания рельефных изображений. Мастер наносил молотком удары по листу металла (бронзы, меди, серебра или золота) толщиной около 6 мм через свинцовую прокладку — и на плоской поверхности появлялись фигуры ангелов, архангелов, византийских императоров, виноградные лозы, ягоды вишни, смородины и малины, сказочные птицы Сирин, Алконост, Гамаюн, статный Финист Ясный Сокол и воздушная Царевна-Лебедь. Что? Ну да, эта пернатая дева — отнюдь не мичуринский плод буйной фантазии Александра нашего Сергеича!

Образ лебедя порхал в фольклоре разных народов с глубокой древности и долетел до наших дней. Античные предания связывают его с рождением Аполлона и пророческим даром, христианские — с Девой Марией, смирением и милосердием. В алхимии лебедь символизирует albedo (белое делание), когда душа освобождается от шлака и выходит на внетелесный уровень восприятия. В славянской мифологии лебедь — персонаж особо почитаемый: в северных регионах (Псковская, Архангельская, Мурманская обл. и т. д.) он занимал в птичьей иерархии даже более высокий насест, чем другая уважаемая птица — орел.

Подставка для салфеток в форме лебедя с оперением, выполненным методом тиснения (Великобритания, XX век)

Подставка для салфеток в форме лебедя с оперением, выполненным методом тиснения (Великобритания, XX век).

В ларце русской средневековой красавицы хранились тисненые подвески-бубенчики, рясна (цепи, крепившиеся к ленте-очелью, кокошнику или наборошнику), нательные крестики, шарнирные и створчатые браслеты, нашивные бляшки, крупные бусины, ожерелья, кольца и прочие приманки для ловли падких на приданое женихов. А с XIII века рельефные отпечатки научились оттискивать на коже.

Колты (полые подвески)

Колты (полые подвески, предположительно предназначенные для наполнения эфирным маслом). Киев, рубеж XII-XIII вв, методы декорирования — тиснение, гравировка, скань.

От шкурного интереса до вершин дизайнерского искусства

Человек, пожалуй, самое практичное живое существо на планете: он пускает в дело буквально всё, что нажито непосильным трудом куплено занедорого, а тем паче добыто бесплатно. За тысячи лет до первого визита царских землепроходцев чукчи, коряки, коми, ненцы, саамы, ханты и эвенки научились строить чумы и яранги — обтянутые моржовой или оленьей шкурой деревянные шалаши. Аналогичные конструкции под названием «типии» сооружали атапаски, алгонкины и эскимосы (индейские племена североамериканского Заполярья), да и степные скитальцы — монгольские и тюркские кочевники — за пару часов быстренько возводили комфортабельные жилища. «Продам трехкомнатную юрту со всеми удобствами.

— Неужто и туалет есть?

— Прямо в доме! Проходи, дарагой, пакажю!

— Но это же… степь!

— Всё верно, маладэц! Стэп — наш дом, устраивайса гдэ хочэшь — вэнтилация закачаэшься!

Типичная азиатская юрта и ее население

Типичная азиатская юрта и ее население.

Кто сказал, что люди не летают быки не плавают? 10 минут виртуозного соло на волынке — и любое земное существо продаст ум, честь, совесть и самое дорогое — бессмертную душу единственную шкуру, лишь бы найти укромную обитель, в кою не проникают чарующие звуки волшебного инструмента. Поскольку не все кельты были искусными исполнителями или благодарными слушателями этнической музыки, минимум половина Уэльса и Шотландии предпочитала ловить рыбку и продавать ее вечно голодным музыкантам. А хорошему рыбаку требуется что? Правильно: дис-цип-ли-на хорошая лодка!

Коракл, он же каррега, он же куррех — разновидность рыболовецкого судна, придуманная жителями Альбиона почти 2000 лет назад. Для его постройки требовалась сперва съесть за ужином мясо целого быка под N кружечек коньячку пряного эля, а потом шкуру скотины натянуть на каркас, сплетенный из ивовых прутьев. Похожие лодки были у обителей Чукотки и Аляски — они назывались каяками (мужской вариант) либо умиаками (женский вариант). Конструкция состояла из каркаса (китового уса) и шкуры нерпы, моржа или тюленя.

Мисс Мердэг Кэмпбелл, хозяйка пяти домов терпимости в Глазго

Эта «Дюймовочка в скорлупке грецкого ореха» — мисс Мердэг Кэмпбелл, хозяйка пяти домов терпимости в Глазго и старейшего в Шотландии постоялого двора «Белый олень». Почтенная матрона удит рыбку в традиционном коракле (фото конца XIX века).

Древнюю заповедь «Как вы судно назовете, так вам и надо!» покорители водной стихии свято соблюдают по сей день. Но как нанести на борт кожаной лодки гордое имя «Непросыхающий» или девиз «Шотландец не лох. Лох — это озеро»? Растительные пигменты не годятся, ведь кораклу предстоит провести много часов в воде (зачастую похожей на ядреный рассол), выдержать трение льдин и круглосуточную атаку лучей дневного заполярного солнца. Лучшим решением стало бы тиснение, но многомудрые северные народы еще не знали металла, потребного для изготовления клише (штампов).

Первыми эту технику применили в декоре кожаных изделий египтяне (II тысячелетие до новой эры). В гробнице Тутанхамона, что в Долине царей, прекрасно сохранились изготовленные 3350 лет назад тисненые одежды жрецов, сандалии и предметы буржуазной фараоновой обстановки. На стенах богатых домов археологи нашли живописные сцены процесса выделки кож и датировали их V в. до н. э.

Сафьян: польская фамилия, село в Азербайджане или…?

Воспользуемся в очередной раз цитатами из классики — авось натолкнут на что-то полезное!

  • Чтоб почтить их донельзя, подложили им на кресла, в отличие от свиты, посафьяновойподушке, так что ноги у них не доставали до полу. И.А.Гончаров, «Фрегат «Паллада»» (1857 г.).
  • Парчево́й кафтан, cапожки́ сафьян, золоту́ казну, дорогих соболей им показывает. П.И. Мельников-Печерский, «На горах» (1881 г.).
  • Впоследствии Аракчеев выпросил эту рубашку себе в подарок и хранил ее в особомсафьяновомфутляре, как святыню. Николай Гейнце, «Аракчеев» (1893 г.).

Речь определенно идет о материи, но о какой? Оказывается, сафьяном в старину называлась тонкая козлиная кожа или овечья кожа, окрашенная в яркие цвета. Слово это, по одной версии, образовано от персидского seχtijān с точно таким же значением, по другой — восходит к городу Сафари в Марокко, что подтверждает французский термин maroquin (сафьян). Испанские арабы и турки называли кожу коз кордованской, а овечью — сафьянной, русские же не видали меж ними разницы.

Поначалу этот материал действительно привозили к нам из Африки, однако в 1666 году царь Алексей Михайлович Романов Тишайший построил на Москве-реке первый в России сафьяновый завод, а веком позже аналогичное производство заработало в Астрахани и Казани.

Сафьян был далеко не каждому по карману: из него шили богато украшенные тиснением и вышивкой парадные остроносые сапоги для бояр (остроги), тисненые и расшитые туфли для боярынь и боярышень.

Петр первый ввел моду на всё европейское, а преступников, запрятавших в сундуки дедушкину козлиную кожу и бабушкины шитые жемчугом голландские сафьяные лабутены, наказывал штрафами от 1 рубля до 1 головы отсеченной от тела.

Русские сафьяновые остроги с тиснением, XVII век.

Русские сафьяновые остроги с тиснением, XVII век.

Петр Великий приказал не являться пред его строгие очи в «вонючих козлиных башмаках», а заменить их современными аналогами.

Сапоги Петра Первого и ботфорты начала XVIII века.

Сапоги Петра Первого и ботфорты начала XVIII века.

Их тюркские аналоги, ичиги, настолько полюбились татарам, башкирам, казахам и киргизам, что покупатели и сегодня требуют полного долива пива до черты эту экообувь в магазинах со слоганами «А я милого узнаю по походке» и «Нога — ваше истинное лицо». В России стоимость пары кичиг ручной работы составляет несколько тысяч рублей, а стартовая цена кожаной handmade-обуви на европейских аукционах — несколько тысяч кошерных долларов, то есть евро.

Ради расшитых эксклюзивных сапожек, украшенных шелковой вышивкой и тиснением, французская кинодива Катрин Денёв проехала всю Россию в кибитке, на каждом ухабе восклицая «Salaud!» (сволочи), True de cul! (дыра ж**ы) и Merde divine (стопудовое д***мо). Хотя нет: актриса не так стара, как кажется — до Казани она добралась самолетом, похихикивая над смешными кочками внизу.

Сапожки изготовленные для Денёв казанской художницей Наилей Кумысниковой

Такие сапожки изготовила для Денёв казанская художница Наиля Кумысникова.

От Севильи до Гренады

В Средние века европейские ремесленники использовали для тиснения золотую и серебряную фольгу: ею покрывали кожу, чтобы выполнить чеканку. Металлизированный материал резали на прямоугольники и сшивали меж собой, получая полотнища нужного размера. В Восточной Европе из золоченой кожи шили обувь, одежду, пояса и головные уборы для ученых и духовенства, делали подушки, футляры, украшения для янтаря и прочие предметы церковного обихода, из нее изготавливали балдахины, портьеры, покрывала и скатерти.

Футляр (étui) с надписью. Тисненая кожа. Франция, конец XV века

Футляр (étui) с надписью. Тисненая кожа. Франция, конец XV века.

Прославленными центрами кожевенного мастерства стали испанские города Севилья, Мадрид, Барселона, Кордова и Гренада.

Наволочка для подушки на стул, XVII век, Севилья (Испания)

Наволочка для подушки на стул, XVII век, Севилья (Испания).

Отдельный вид искусства — переплетное дело: каждая инкунабула (книга, изданная до 1501 года) оформлялась тиснением, инкрустацией и шитьем вручную. Дорогостоящие экземпляры в XVI-XVII вв. печатали на голубой бумаге: ее аристократичный цвет был обусловлен наличием медного купороса в составе. Этот ядохимикат предотвращал нашествие на библиотеку мышей, крыс и жучков-древоточцев.

Инкунабула оформленная тиснением, инкрустацией и шитьем вручную

В ногу со временем

Пришла пора поведать о современных технологиях тиснения, видах этой обработки и материалах, которые использует «Любимая типография» при изготовлении эксклюзивных ручек, кепок, футболок, термосов и термокружек, а также прочих красивых и практичных сувениров.

Тиснение на сувенире

Чтобы правильно выбрать вид тиснения, нужно учесть фактуру, состав и физико-химические свойства материала, предпочтительный дизайн и целевое назначение изделий: оригинальные подарки, эмблемы, полиграфическая продукция (ежедневники, блокноты, визитки и т. д.). Основных разновидностей три: блинтовое тиснение, конгрев и тиснение фольгой.

Блинтовое тиснение

Термин образован от немецкого blint — слепой, что точно отражает характерную особенность этого тиснения. Оно не бросается в глаза, но хорошо различимо наощупь, так что даже люди, лишенные счастья созерцать все солнечные и теневые стороны нашего мира, могут «рассмотреть» пальцами надпись или изображение. Фактически почти все изделия с начала осмысленной человеческой деятельности до конца XIX столетия украшались именно блинтовым тиснением (исключение — клейма и тавро, о которых мы рассказали выше).

Перед вами — подборка книг конца XIX — начала XX веков, декорированных этим способом.

Подборка книг конца XIX – начала XX веков, декорированных блинтовым тиснением

Слева направо:

  1. Томик из серии Bibliothèque des merveilles («Библиотека чудес»), Франция, 1865 год. Ее создатель Эдуард Шартон назвал библиотеку «беспорядочной энциклопедией», в которую вошла наиболее интересная информация из области природоведения, точных наук, искусств и промышленности.
  2. По задумке Петра Петровича Семёнова-Тян-Шаньского, «Полное описание…» должно было состоять из 22 томов. В типографии Девриена напечатали только 11 книг, зато они отличались высоким качеством обработки. Переплет украшен блинтовым тиснением с последующим наложением красок и золочением.
  3. Прижизненное издание двух книг шведского путешественника Свена Андерса Гедина (1865-1952), предпринявшего серию экспедиций в Среднюю Азию, Монголию и Тибет. Обложка представляет собой красочный вариант блинтового тиснения с позолотой.
  4. Фундаментальный труд путешественника и востоковеда, исследователя Азии Зиновия Лавровича Матусовского. Прочитавши книгу, российский император Александр III наградил полковника медалью Святого Владимира IV степени и пожаловал 725 рублями. Сумма существенная: в конце XIX века за 1 р 25 коп продавали килограмм зернового кофе, килограмм меда или мешок картошки, 4 кило свежего леща, 3 фунта соленой осетрины или 2 кило говядины. За 100 рублей можно было купить лошадь для повозки, а за 150 — прекрасного коня для верховой езды. 40 рублей стоил патефон, а 200 — рояль знаменитого европейского производителя.

Кадры штампы решают всё

Определяющий фактор хорошего тиснения — качество штампа: для них выбирают износоустойчивые металлические сплавы, которые под большим давлением проминают материал, оставляя хорошо различимый отпечаток. Хотя мы говорим сейчас о блинте, рассматриваемые виды клише используются в конгреве и тиснении фольгой.

Блинтовое тиснение с лакировкой

Пример блинтового тиснения с лакировкой.

Есть несколько видов клише:

  • Магниевые. Применяются для блинтового тиснения на бумаге, картоне, коже и кожзаменителе. Обладают средней тиражестойкостью (до 50 тысяч экземпляров), используются для производства рекламной и корпоративной продукции (открыток, буклетов, визиток, пригласительных, этикеток, приглашений, подарочных пакетов и т. д.). Несомненные достоинства оперативное изготовление и демократичная стоимость обработки, минусы — магниевые клише нельзя установить в прессы с высоким давлением и высокоскоростное печатное оборудование, а при тиснении микрографикой штамп быстро изнашивается.
  • Медные. Подходят не только для блинта, но и для конгрева благодаря самой большой теплоотдаче среди всех видов клише и высокой разрешающей способности. Эти свойства позволяют использовать их на высокоскоростных прессах, печатать многотысячные партии этикеток и упаковки. Тиражестойкость — 150 тысяч оттисков, стоимость выше магниевых, но ниже латунных.
  • Латунные. Сплав меди и цинка обеспечивает высокую тиражестойкость (до 400 тысяч экземпляров) и обладают хорошей теплопроводностью. Штамп можно изготовить путем гравировки на фрезерном станке, можно причем сделать его многоуровневым. Используются для блинтового и конгревного тиснения фольгой в один удар.
  • Полимерные. Тиражестойкость — от 500 до 1000 тысяч экземпляров. Высота рельефа у такого штампа фиксирована и зависит исключительно от марки фотополимера. Оптимальный вариант для мелкосерийного производства.
  • Стальные. Характеризуются высочайшей тиражестойкостью (около 1000000 оттисков!), обладают низкой теплопередачей. К недостаткам можно отнести длительный процесс изготовления и дороговизну, ведь гравировальное оборудование при работе с твердым сплавом быстро изнашивается и требует замены.

Латунное клише

Латунное клише.

На самом деле, качество клише решает далеко не всё. Хорошо наточенный кухонный нож в руках шеф-повара становится кистью для создания великолепных натюрмортов, а в руках преступника — орудием убийства. Мы мирные люди (кстати, надо проверить, не заржавел ли на складе наш бронепоезд) и применяем оборудование только на радость любимым клиентам. Наш специалист чувствует машину, как собственный организм, и точно знает, с какой силой и на какие акупунктурные точки нажать, чтобы оттиск получился четким, рельефным и достаточно глубоким.

Клише из меди

Клише из меди.

Методом блинтового тиснения можно обработать разные материалы: дизайнерскую и мелованную бумагу, обычный и ламинированный картон, искусственную и натуральную кожу, мягкие полимеры (прозрачный и цветной полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен и т.д.). Единственное ограничение — толщина запечатываемого материала не должна превышать 12 мм.

Блинтовое тиснение по коже

Блинтовое тиснение по коже.

Еще кое-что о плюсах «слепого» тиснения: во-первых, высокая скорость обработки (до 150 метров в минуту!), во-вторых, невысокая стоимость — ведь расходные материалы недороги, в-третьих, возможность сменить несколько штампов для получения максимально интересных эффектов. Блинт — выбор тех, кто ценит сдержанное благородство, неброскую красоту и классический стиль.

Конгревное тиснение

В конгреве, помимо описанных штампов, используется ответная часть клише — контрматрица, или пуансон. Это копия объемного изображения, только в зеркальном отражении. При сдавливании материала между клише и контрклише образуются линии и надписи, выпуклые с лицевой стороны и углубленные с изнанки.

Конгревное тиснение

Есть несколько подвидов конгревного тиснения:

  • гренирование — одностороннее тиснение, итогом которого становится изменение рельефа тонкого рулонного или листового материала;
  • текстурирование — получение мелкого рельефа с бесконечно повторяющимся рисунком. Имитирует фактуру определенного материала (например, кожи, холстины, камня и т. д.);
  • гофрирование — создание волнообразных складок на тонких рулонных и листовых материалах (например, оберточной бумаге, обоях, картоне для упаковки);
  • комбинированное тиснение — первым проходом машина выполняет блинтование, вторым — конгрев.

Комбинированное тиснение на матовой бумаге

Комбинированное тиснение на матовой бумаге.

Процесс печати может проходить при комнатной температуре (холодное тиснение) либо с подогревом (горячее) — от +60 до +160 градусов Цельсия.

Визитки с комбинированным тиснением (блинт + конгрев + фольгирование)

Визитки с комбинированным тиснением (блинт + конгрев + фольгирование).

Конгрев применяется для финишной обработки грамот, папок, именных дипломов, эксклюзивных открыток, ежедневников, обложек печатных периодических изданий, книжных переплетов, этикеток, визиток и т. д. Изображение получается высокодетализированным и не деформируется с течением времени.

Пример визитки (изображение выполнено конгревом, персональные данные — блинтом)

Пример визитки (изображение выполнено конгревом, персональные данные — блинтом).

Конгревное тиснение фольгой

Здесь помимо штампа и контрштампа вводится еще один компонент оборудования — декель. Так называется упругая эластичная прокладка, которая обеспечивает максимально плотный контакт между клише и запечатываемым материалом. Декель — настоящий миротворец: он сглаживает все конфликты между штампом и поверхностью путем изменения своей плотности. При тиснении картона плотностью свыше 180 г/м2 мы выбираем жесткий декель из полиштампа и пертинакса, при обработке бумаги до 180 г/м2 — полужесткий из прессшпана, при тиснении полимерных пленок — мягкий из декельной резины или декпласта. Ставить мягкую плашку при тиснении мягкого же картона нерационально: целлюлозное полотно само играет роль подушки безопасности, эту «кашу» маслом можно только испортить!

Конгревное тиснение фольгой

Есть еще плоское тиснение фольгой: тигельный пресс при высокой температуре припечатывает тонкий металлический слой к бумаге, картону, бархату или другому материалу. Такие изделия производят легкое и приятное впечатление, но нам думается, что более выразительно конгревное фольгирование. Буквы и линии не просто блестят, а возвышаются над поверхностью, так что кажется, будто они сделаны из настоящего металла. Золотой, серебряный, бронзовый, латунный — этими оттенками выбор не ограничен: мы используем фольгу всех цветов радуги, голографическую, зеркальную, дифракционную и мультиплексную (в ней «прячутся» два и более изображений, и каждое ярко вспыхивает под определенным углом наклона).

Тиснение фольгой

Сама фольга совсем не похожа на ту, в которую заворачивают шоколадки или курицу перед отправкой в духовку. Она, подобно гамбургеру, состоит из нескольких слоев: полиэфирной основы, разделителя из натурального или синтетического воска, лакового (содержит пигменты, защищает покрытие от царапин и придает ему блеск), металлизированного — тончайшего алюминиевого напыления, и клеевого, который обеспечивает надежную адгезию.

Ассортимента фольги для конгрева

Малая часть нашего ассортимента фольги для конгрева.

Приятная особенность конгревного фольгирования — метод подходит для обработки неровных поверхностей, например бутылок вина и коньяка, коробок шоколадных конфет, парфюмерных наборов, маркировки продуктов питания и фармацевтических препаратов. Сувениры и открытки с надписями, рассыпающими вокруг разноцветные блики, создают поистине праздничное настроение!

Подарочная коробка с фольгированием

Подарочная коробка с фольгированием.

Просим прощения, дорогие читатели, если мы утомили вас подробностями! Но надо ж было нам немножко поумничать хоть в общих чертах рассказать, что такое тиснение и чем оно может вас заинтересовать. Задавайте вопросы, разглядывайте примеры работ на сайте «Любимой типографии» — и выходите на связь!