X

Выбор города

Сменить город на ?
Сменить
Пропустить
×
back
5158
5158

УФ-лакировка в Москве

Что общего между концертным роялем, картиной Репина «Не ждали», кузовом автомобиля и коготками юной модницы? Только не говорите, что последними можно испортить всё остальное — для этого их обладательница должна быть прямо-таки железной леди! Ну конечно: все они покрыты лаком. В полиграфии этот прозрачный защитно-декоративный состав тоже применяется очень часто — он придаёт печатной продукции законченный, благородный и эффектный вид. Самый современный способ создания плотного глянцевого или матового слоя — УФ-лакирование. О нём сегодня и поговорим, но прежде выясним, кто придумал первый в мире лак, и какие удивительные миксы изобретали мастера-самоучки и дипломированные учёные.

УФ-лакировка

Дождливым июльским утром старый китайский гончар Фу Блин сидел в своём сливовом саду и созерцал, как по пузатым бокам свежеизваянного керамического чайника стекает вода. Там, где крупные неторопливые капли оставляли свой улиточий след, глиняная поверхность обретала яркий терракотовый цвет и начинала блестеть, словно озёро в безветренную погоду. Намокшая бамбуковая столешница и вовсе сверкала, будто кристалл горного хрусталя — в ней даже отражались борода, нахмуренные брови и соломенная шляпа старого гончара.

«Вот бы научиться делать посуду, которая была бы такой же глянцевой! — размышлял седовласый мастер. — Что ж, думать можно до второго пришествия Будды, а трясти надо прямо сейчас. Good luck, Фу Блин!». Так, пожелав самому себе удачи, китайский ремесленник и отправился в сарай с целью провести инвентаризацию многочисленных сосудов — не найдётся там ли исходных компонентов для невиданного доселе покрытия?

Через два с половиной часа во дворе образовался целый склад плошек, коробочек, ветхих циновок, склянок, одиноких лыж, трёхлитровок с засахаренным вареньем, проросших картофелин… Одного только не нашлось: подходящего сырья для наведения лоска на глиняную посуду.

Китайский мастер обрабатывает лаком керамические сосуды

Когда именно появился первый на свете лак, установить так и не вышло — известно лишь, что в середине I тысячелетия до новой эры жители Поднебесной уже знали множество рецептов этого покрытия. Самым старым лакированным изделиям приписывают возраст от 5500 до 7000 лет (если историки хватили через край, пусть это останется на их совести). Керамические сосуды эпохи неолита, найденные в уезде Яншо, обработаны защитным составом не только снаружи, но и изнутри; некоторые из них вдобавок расписаны красками на лаковой основе. Сначала в дело шёл только красный цвет, но к V веку до н.э. китайские мастера освоили ещё восемь: бирюзовый, жёлтый, коричневый, чёрный, белый, ярко-синий, золотой и серебряный. Составы для росписи дерева, бронзы, бамбука изготовляли в основном из толченных в пыль минералов, коих в том регионе великое множество (откроем страшную тайну — большая часть «уральских камней» в наших сувенирных лавках на самом деле mined in China).

Керамика Яншо (5000-3500 лет до н.э.)

Керамика Яншо (5000-3500 лет до н.э.)

Ладно, с красками всё понятно. А из чего китайские мастера делали сам лак? Ответ банален до неприличия: из лакового дерева, в переводе на ботанический — токсикодендрона лаконосного. Стройный широколистный красавец, достигающий в высоту 20 метров, таит в стволе серьёзную опасность для хрупкого человеческого здоровья. Это химическое оружие индивидуального поражения — едкий сок, который содержит смесь органических соединений под названием «урушиол» (кстати, он также имеется в кожуре манго, незрелых орехах кешью и ядовитом плюще). При попадании на кожу вещество вызывает сильнейший дерматит, волдыри и ожоги, но именно оно, окисляясь и полимеризуясь под действием солнечных лучей, превращается в твёрдый блестящий лак.

Токсикодендрон лаковый

Токсикодендрон лаковый (Toxicodendron vernicifluum)

Изначально ци-шу, как называют в Китае сок токсикодендрона — невзрачная вязкая жидкость молочно-белого или желтовато-серого цвета. Она обладает поистине уникальными свойствами: выдерживает температуру до 250°C (по некоторым данным — до 400°C), не реагирует с кислотами и щелочами, превосходно консервирует древесину, ткани и предохраняет от коррозии металлы. Мало того: этот суперклей способен связать священными узами брака намертво соединить камень, дерево, бумагу, шёлк, железо… и пальцы зазевавшегося подмастерья.

Современная реплика древней китайской посуды, покрытая ци-шу

Современная реплика древней китайской посуды, покрытая ци-шу

У чудесного сока есть только одна неприятная особенность: из-за густой консистенции даже единичный слой получается слишком толстым и очень долго сохнет. Водой он не разводится, спирта в Китае ещё не знали, поэтому тамошние химики-самоучки наловчились разбавлять лак соком хурмы, маслом дерева тунг, животным клеем, крахмалом и другими модификаторами. Застывшее покрытие приобретало красновато-коричневый окрас в диапазоне от гречишного мёда до вишнёвого сиропа. А с преждевременным загустеванием жители Поднебесной боролись очень интересно: в чан с соком они бросали десяток живых крабов, в чьём панцире содержатся природные антизагустители.

Резьба по лаку

Недаром китайцев называют великими мастерами на маленькие дела: они не ограничились простым покрытием посуды, а создали целое направление декоративного искусства — резьбу по лаку. Технология зародилась в седьмом веке и достигла расцвета к четырнадцатому (тут её быстренько переняли японцы, вьетнамцы, монголы и корейцы, которые теперь считают промысел своим изобретением). Вся фишка в том, что рельефные драконы, черепахи, фениксы, тигры, сосны, магнолии, груши целиком состоят из лака — деревянную основу инструмент мастера не задевает. Вазы, подносы, коробочки для ароматических трав, блюда, чайники, многоярусные шкатулки получаются — сплошное загляденье, но стоят они чрезвычайно дорого.

Старинная китайская резьба по лаку

Старинная китайская резьба по лаку

Во-первых, с одного токсикодендрона можно собрать не более 50 г смолы за раз и не более 4-5 раз за всю жизнь дерева; во-вторых, художникам приходится накладывать до 200 (!) слоёв лака, дожидаясь застывания каждого, чтобы получить неповторимый рельефный рисунок; в-третьих, сушить покрытие можно только при высокой влажности и температуре около +30°С — никаких печей и уж тем более УФ-ламп! Кроме того, в помещении нужно поддерживать чистоту круче, чем в образцовой операционной — одна микроскопическая крупинка земли или песка может испортить всю работу! Именно поэтому китайские мастера уходили жить повыше в горы, куда не поднималась пыль от тележных колёс и мелющегося риса. Японцы придумали другой способ борьбы с этой напастью: они грузили покрытые незасохшим уруши (местное название ци-шу) изделия на огромные плоты и выводили их в открытое море… то есть в океан.

Квартира Фу Блина

Помните нашего старого знакомого Фу Блина? Его квартира на 3 этаже

Расцвет лакового искусства на островах самураев, кимоно и праворульных авто пришёлся на XVII век. Декорированные уруши палочки для еды, тарелки, чашки, кобако (шкатулки), инро (коробочки для хранения мелких полезностей), футляры для печатей получили общее название «Айдзу» в честь области, где обитали самые искусные производители. Лакировкой часто дополняли роспись золотой и серебряной пудрой маки-э.

Две инро и футляр для печати. Лаковые изделия Айдзу, Япония, XVII в

Две инро и футляр для печати. Лаковые изделия Айдзу, Япония, XVII в

Другое знаменитое японское направление лакировки — стиль Цугару, который появился около 300 лет назад в префектуре Аомори. Для этого искусства характерны пёстрые узоры, особенно мелкие красные кружочки: считается, что они символизируют яблоки, ещё один «фирменный знак» региона. Тамошние фермеры практикуют необычный способ выращивания плодов совершенной формы и непревзойдённых вкусовых качеств: едва образуется завязь, на неё надевают холщовый мешочек и плотно завязывают горловину. Лишние ветки нещадно срубают катаной, чтобы они не отнимали воды, калия, магния, бора, азота и прочих жизненно необходимых веществ. Когда яблоко приобретает аппетитную форму и убедительный размер, мешочек снимают и дважды в день поворачивают каждый плод на 45 градусов строго по часовой стрелке, чтобы на нём появился здоровый румянец, подобный цвету сакуры.

С лаковым покрытием возни ничуть не меньше: оно включает минимум 48 слоёв, последовательно нанесённых на древесину хиба аомори (кипариса), причём каждый после отверждения тщательно полируют. Изготовление «простенькой» чашечки занимает целых пять месяцев!

Произведение перфекционистов из префектуры Аомори, XX век

Произведение перфекционистов из префектуры Аомори, XX век

А вот мастера из бараков города Обама (префектура Фукуи) решили не пытаться объять необъятное и сфокусировались на палочках для еды. Сегодня регион на 90% обеспечивает всю «Страну изобильных тростниковых равнин, покрытых молодыми ростками риса» (вот ведь самомнение самоназвание!) этими столовыми приборами. При их декорировании используют яичную скорлупу, сосновую хвою и ракушки. Интересно, что весь цикл работ — от рубки деревьев до упаковки в подарочную коробку или транспортировочную тару — выполняет один специалист. Без ансамбля!

Палочки, сделанные в городе Обама

Палочки, сделанные в городе Обама

Свои секретные разработки были в Персии (Иране): начиная с XV столетия, бывшие зороастрийцы покрывали глянцевым слоем переплёты рукописей и луки, а с XVIII — каламданы (шкатулки-чернильницы), футляры для карманных зеркал, коробочки, медальоны, столики, стенные панели, филенки дверей и т. д. Лаковой росписью украшали залы дворцов и дома знатных вельмож, а лаковая миниатюра стала самостоятельным направлением декоративно-прикладного искусства.

Шкатулка для драгоценностей. Персия, XIX в.

Шкатулка для драгоценностей. Персия, XIX в

Технология изготовления всевозможных ёмкостей была иной, нежели в Китае и Японии: вместо дерева, тростника и бамбука персы использовали папье-маше. Бумагу наворачивали на основу-колодку и промазывали особым клеем «чириш» на водной основе. Высушенную палящим солнцем заготовку грунтовали столярным клеем из костей барана, зачищали и только тогда приступали к росписи вязкими красками на яичном желтке или гуммиарабике. Золото для вычурного орнамента смешивали с мёдом, после чего не полировали — а то во все стороны полетела бы мерцающая «пыльца фей»!

Тетраклинис членистый

Тетраклинис членистый. Немного похож на лиственницу весной, да?

Вот, наконец, и этап лакирования. Вместо отсутствующего в Иране токсикодендрона художник использует сандарак — ароматическую смолу дерева тетраклинис. Цветом она похожа на минерал цитрин или свежий акациевый мёд. На воздухе «слёзы» растения быстро кристаллизуются, так что полный состав лака выглядит следующим образом: 31 г сандарака + 16 мл эфирного масла лаванды + 200 мл чистого «аль коголя». Между прочим, первую в мире бутылку спирта изготовил именно араб в VIII веке нашей эры. Многие переводчики на радость Минздраву трактуют персидское al-kuḥl (al — неопределенная частица) как «одурманивающий». На самом деле kuḥl изначально назывался порошок сурьмы, а потом термин распространили на все сухие вещества, получаемые методом возгонки.

Фрагмент лаковой росписи, Персия, XVIII в.

Фрагмент лаковой росписи, Персия, XVIII в

А поедемте-ка… в нумера! Нумер первый у нас будет Германия, ведь легенда гласит, что изобретателем старейшего европейского лака стал живший в XII столетии немецкий монах Феофил. Что ж, монахи — народ смирный и безответный, про них можно сочинить что угодно… тем более, рецепт чудесного покрытия божий слуга унёс с собою на тот свет. И правильно — райские врата тоже должны блестеть, как новенькие, дабы всякий праведник сразу по прибытии ощутил себя на седьмом небе! Ну, а наши предки, ещё не скинувшие 60-70 лишних килограммов, вплоть до XVIII века довольствовались импортными лакированными товарами.

Настоящий фурор в аристократической среде вызвало прибытие флотилии Марко Поло с грузом китайских фонариков, смартфонов, пластиковых ёлочных шаров шкатулок, вееров, рулонов шёлка, а главное — ширм, покрытых коромандельским лаком.

Иллюстрация из книги «Странствия Марко Поло», 1299 г.

Иллюстрация из книги «Странствия Марко Поло», 1299 г.

«Коромандель — это как-то не по-китайски!» - возмутится наш читатель. Всё верно: во-первых, сей термин происходит от названия Коромандельского побережья Бенгальского залива, а во-вторых, такое наименование придумали англичане. Кстати, эта техника совершенно необычна: на деревянное изделие наносили сначала меловую грунтовку, потом от 30 до 48 слоёв лака. Дождавшись высыхания, на поверхности изображали узоры и целые сюжеты, прорезая лак на глубину до белой основы. Когда картинка была готова, её окрашивали в яркие сочные цвета, используя киноварь, ляпис-лазурь, охру, сажу и другие пигменты. Колористическая гамма лаков тоже отличалась разнообразием: розовый, малахитово-зелёный, тёмно-жёлтый, как нерафинированное подсолнечное масло, серо-голубой, как небо в сентябре, оранжевый, как осветлённый апельсиновый сок и т. д.

Коромандельская ширма (Китай — Европа, XVIII в)

Коромандельская ширма (Китай — Европа, XVIII в)

Самые знатные герцоги, бароны и графья буквально дрались за наиболее интересные экземпляры китайской обстановки. Победитель увозил драгоценный трофей в свой замок и дербанил на растопку камина разламывал на отдельные сегменты, из которых краснодеревщики делали комоды, трюмо, столы и панели для стен. Приходилось ли вам бывать в Петергофе? Так вот, «Китайские кабинеты» дворца Монплезир с пола до потолка отделаны створками восточных ширм!

Один из «Китайских кабинетов», Спб, Петергоф, Монплезир

Один из «Китайских кабинетов», Спб, Петергоф, Монплезир

Торговый маршрут из Азии в Европу впору окрестить Великим лаковым путём: так много ввозилось в Старый Свет самих составов и блестящих экзотических вещей. Но белая раса упорно продолжала искать собственный рецепт элегантного покрытия. В 1689 году в Голландии был издан трактат Э. Несселя «Большое удовольствие видеть тысячи прекраснейших лаков на манер индийских», где автор описывал ряд опытов по созданию декоративного слоя.

Первым центром европейской лаковой индустрии Старого Света стал бельгийский город Спа, подаривший название известному виду водных процедур. Началось всё с росписи рукоятей к тростям для пациентов, прибывших на бальнеологический курорт. И тут, как говорится, масть попёрла: табакерки, сигаретницы, бонбоньерки, пудреницы, туалетные гарнитуры… словом, полный галантерейный набор! Все предметы отрады буржуазии изготовляли из древесины бука. Оформление их было несколько эклектичным: античные декоративные мотивы сочетались с подражанием восточным мастерам.

Город Спа на открытке XIX века

Город Спа на открытке XIX века

Весомую лепту в лаковое дело внесли британцы. Доподлинно известно, что в 1780-е годы англичанин Томас Олгуд из Понтипула (Южный Уэльс) умудрился сделать лак из побочного продукты добычи угля — асфальта. Плавящуюся при +20-100°C серо-чёрную массу он соединил с шеллаком (экскрементами самок червецов, или кошенили), льняным маслом и обжёг в печи. Когда Олгуд покрыл несколькими слоями новосозданной субстанции железную пластину, а потом на месяц оставил её в садовой бочке с водой, то сам был удивлён: никакой ржавчины на металле не образовалось — поверхность равномерно поблёскивала на солнце, будто и не принимала длительную ванну!

Понтипулская мануфактура производила домашнюю утварь из олова и жести: кофейники, чайники, подсвечники, прикроватные столики, кухонные коробки, а громкую славу ей принесли лакированные подносы.

Лакированный поднос, г. Понтипул, Англия, 1850-е

Лакированный поднос, г. Понтипул, Англия, 1850-е

В дальнейшем у английских мастеров выработалась собственная система лакирования: на поверхность древесины (обычно груши, дуба, оливы или сосны) накладывали послойно смесь пергаментной шлихты с мелом, после высыхания тщательно полировали и грунтовали в цвет необходимого фона. Затем рельефные элементы подчёркивали мелом или опилками, вымоченными в гуммиарабике, остальное расписывали красками и осыпали металлической пылью «под золото». В финале поверхность покрывали тончайшим слоем чистого шеллака.

Дальше было как в анекдоте: «Имея один маркер, можно разрисовать всё, кроме самого маркера. Имея два маркера, можно разрисовать вообще всё». Британские ремесленники лакировали буквально всё — от пуговиц и булавок до кроватей и каминных экранов, от солонок и перечниц до роялей и люстр.

Британский герб. Англия, XVIII в

Британский герб. Блестящая работа! Англия, XVIII в

Так-с, а что у нас в Германии? Здесь первая кустарная лаковая мастерская открылась в 1717 году, владельцем её был некто Иоганн Христоф Лезье. Артельщики занимались производством мебели, ларцов, письменных принадлежностей и всяческой мелкой утвари — в общем, делали свой маленький бизнес без глобальных претензий. Зато продукция мануфактуры Иоганна Генриха Штобвассера, основанной в 1763 году, заслужила высокую оценку тонких ценителей лакировки всех европейских стран и России. Это неудивительно: во-первых, ассортимент товаров отличался необыкновенной широтой (комоды, письменные и обеденные столы, подносы, декоративные тарелки, табакерки, бокалы для вина и т. д.), во-вторых, отдельную категорию составляли изделия для военных (трубки, набалдашники для тростей, ранцы), в-третьих, качество покрытия не уступало лучшим китайским образцам. Фабрика выпускала даже кареты для торжественных выездов!

Карета, Германия, XVIII в

Карета, Германия, XVIII в

Штобвассер разработал уникальный состав лака, пригодный для работы с металлом, кожей, деревом и папье-маше. В основу легла… аниме — смола южноамериканского дерева ятоба, её ещё называют курбаиловой или «занзибар» (вот яркий пример географического кретинизма!). По физическим и химическим свойствам прозрачно-жёлтый копал (общее название природных смол) близок к янтарю, недаром его называют «незрелый янтарь», но более мягок и податлив обработке. Растворённый в спирту или скипидаре, он прекрасно схватывается с поверхностью и застывает, обеспечивая искомый зеркальный блеск.

Копал: чем вам не янтарь?

Копал: чем вам не янтарь?

Штобвассеровская продукция имела такой успех, что в 1780-е у неё появилась масса подражателей. Чтобы защититься от пиратства, Иоганн Генрих обратился к королю Карлу Первому, и тот выдал мануфактуре собственный товарный знак — скачущую лошадь.

Диски BMW в лакированном журнале

… Слышим, слышим ваше справедливое возмущение: «Обещали рассказать про УФ-лакировку, а сами кормите очередными историческими баснями!». Возвращаем нашу машину времени в настоящее и приступаем к обещанной теме.

Вообще в полиграфическом деле используют несколько видов лаков — водно-дисперсионные, масляные, на основе летучих и органических растворителей, порошковые, полиуретановые, отверждаемые в электронном излучении (ESH). Казалось бы, выбор огромен — почему мы прикипели душой именно к УФ-лаку? Тому есть несколько причин:

  • УФ-лак обеспечивает оптимальную степень глянца или матовости поверхности в зависимости от выставленных настроек оборудования;
  • прочность образуемой защитной плёнки сопоставима с ламинацией, при этом обходится заказчику дешевле;
  • даёт высокую устойчивость к изгибу, истиранию, влаге, пыли, жиро- и маслосодержащим субстанциям;
  • не желтеет и не трескается с течением времени;
  • УФ-лак демонстрирует прекрасную адгезию к большинству материалов — бумаге и картону (в том числе металлизированным), ПВХ, полиэтилену, полипропилену;
  • придаёт изображениям дополнительную яркость и насыщенность;
  • весь процесс лакирования занимает считанные минуты, а значит, за одну рабочую смену можно обработать крупный тираж изделий.

Хамелеон на странице журнала

С химической точки зрения УФ-лак — смесь акриловых олигомеров, мономеров, фотоинициаторов и специальных компонентов для оптимизации степени вязкости, текучести, глянцевитости и т. д. Часто в состав вводят пеногасители, диспергаторы, поверхностно-активные вещества и реологические добавки. Пожалуй, на сегодня страшных слов достаточно — гораздо интереснее, какие существуют разновидности UV-лаков со спецэффектами. Это:

  • soft touch — бархатистая поверхность, придающая покрытию благородную матовость и теплоту;
  • фосфоресцирующий — мягкое зеленовато-жёлтое свечение в течение 20 минут после удаления от источника света (его можно нанести только на незапечатанный материал);
  • глиттерный — праздничный, сверкающий лак с миллионами крошечных металлизированных частиц всевозможных цветов;
  • тактильный — имитация текстуры песка, дерева, вельвета, джинсы, гранита, покрытого дождинками стекла, изморози, кожи и т. д.;
  • 3D-лак — делает изображение объёмным.

Кроме того, УФ-лаком можно покрыть всю поверхность либо отдельные участки, чтобы привлечь внимание к наиболее значимым элементам.

УФ-лакировка с объемным изображением

УФ-лакировка — эффективный способ придать прочность тонким материалам и тем изделиям, которым предстоит длительная и суровая эксплуатация — например, ресторанные меню и тейблматы, визитки.

Засим прощаемся с вами, дорогие читатели — заглядывайте в наш блог почаще, и мы поведаем вам ещё что-нибудь интересное! И, разумеется, «Любимая типография» всегда готова принять ваш заказ!