Надглазурная деколь: На блюдечке с голубой каёмочкой в Дубовке
— Какие очаровательные нежно-зеленые тарелочки! Просто идеально впишутся в интерьер моего экоресторана! Скажите, у вас есть такие же, только с перламутровыми каёмками? А с надписью «Всё лучшее от природы»? Окей, будем искать…
В магазинах лежат миллионы керамических кружек, но ни на одной не красуется надписи «Накося выкоси» — слогана вашей компании, продающей газонокосилки и садовые триммеры. Можете объехать всю Россию, смотаться в Уганду и продрейфовать на льдине до самого Северного полюса — стеклянной чашки с логотипом вашей консервной фабрики (стилизованный саркофаг Тутанхамона с огурцами внутри) не сыщется и на краю света. А ради фарфоровой чашки с портретом вашей Джульетты, Маргариты или Скво придется, наверное, идти на поклон к Золотой рыбке. Впрочем, есть альтернатива: обратиться в «Любимую типографию» и заказать надглазурную деколь!
«Опять двадцать пять, посыпались непонятные термины! — скажет наш читатель. — Слово «глазурь» мне знакомо, так называется покрытие на посуде… и еще на пряниках. А что такое «деколь»? Потом: раз есть НАДглазурная, должна быть и ПОДглазурная?». Мы вас озадачили, мы вам всё и растолкуем. Усаживайтесь поудобнее, съешьте еще мягких печатных пряников (кстати, интересно, а НЕпечатные пряники бывают?) и читайте нашу статью.
***
Деколь — это способ декорирования фарфоровых, стеклянных и керамических изделий путем перевода изображения с бумажной основы и последующей фиксации его обжигом. Результат этой операции называется точно так же. Деколь действительно бывает
Слово «деколь» пришло к нам из Франции: первоначальная его форма — décalquer — означала «копировать», «перерисовывать» (вспомните родную для советских инженеров кальку!). Лингвисты уже охрипли, споря, какой вариант правильнее — «декаль» или «деколь». Сейчас первый термин используют авиамоделисты, второй — производители посуды и сотрудники типографий. Сама технология была изобретена в XVIII веке, но способы украшения и защиты хрупкой посуды люди разрабатывали много столетий подряд.
***
Всё началось в эпоху неолита — примерно за 4000 лет до условного Рождества Христова (ну да, никаких документов, подтверждающих сей факт, не существует). Люди, обитавшие на юго-западе нынешнего Ирана, так лихо порешали все насущные вопросы, что смогли позволить себе некоторые приятные излишества — в частности, декорированную росписью посуду. Теперь горшок был не просто емкостью для приготовления супа из пустынных тушканчиков и жаркого из игуаны, а произведением искусства.
Вот, например, украшенный горными козлами иранский кувшин: изгибы рогов и арочные промежутки между ногами дикой скотинки повторяют эллипсоидную форму сосуда, геометрический орнамент органично заполняет свободное пространство, подчеркивая объем. Сколько еврорублей пришлось бы отвалить именитому дизайнеру за разработку такого макета?
А вот керамика из Кара-Тепе (Туркмения): черные геометрические узоры отчетливо видны на терракотовом фоне.
Интересные находки ожидали археологов в Таиланде: эти сосуды почти совершенной формы были изготовлены вручную, без гончарного круга, и декорированы монохромной росписью. Характерный для Азии мотив — спираль — очевидно, символизирует змею, с которой связаны мифы о сотворении мира и охранная миссия. Артефакты датированы 3500-3300 гг. до н. э.
Древнеегипетские чаши с гирляндами голубых лотосов, фригийские кувшины с белым, красным и темно-шоколадным орнаментом, великолепные чернокерамические вазы, созданные коринфскими мастерами… Занятный факт: искусствоведы на полном серьезе употребляют слово «вазопись», говоря о художественной росписи сосудов, а историки говорят, что без нее мы не получили бы и 1% информации о прошлом Древней Греции.
***
Конечно, такой декор не имел ничего общего с деколью — человек еще только искал способы уникализации глиняных изделий. Переводить картинки с бумаги на керамические предметы додумался французский художник и гравер Франсуа Симон Равене (1706-1774 гг). Он иллюстрировал литературные произведения, создавал гравюры по мотивам христианских священных текстов и античных мифов, копировал на плоскость скульптурные композиции своих современников.
Гравюра Ф. Равене «Аполлон и Дафна»
В 1750 году Равене испытал новую технологию: он нанес краску на разогретую медную пластину и, не дожидаясь высыхания, сделал с нее оттиск на листе папиросной бумаги, хорошо впитывающей влагу. Затем художник покрыл лаком керамическую плитку, прессом прижал к ней рисунок, а после схватывания пигментов с поверхностью легко удалил бумагу, намочив водой. В том же году Франсуа переехал в Англию, где его изобретение было принято с восторгом.
Уже в 1756-м два подмастерья из Ливерпуля, Джон Сэдлер и Гай Грин, всего за 6 часов украсили деколью 1200 керамических плиток — 200 штук в час, 3 плитки в минуту! «That’s a cash cow!» &mdash возликовали владельцы британских фарфоровых заводов. Оно и понятно: ручная роспись посуды отнимает много времени, требует от художника большого опыта, богатой фантазии, вдохновения и твердой руки — набрать целую армию таких профессионалов труднее, чем сосчитать всех овец в королевстве! А в стране, где китайский напиток любят больше, чем в самой Поднебесной, чашки-блюдца-молочники-чайники являются предметом первой необходимости, вроде как у нас гречка или туалетная бумага в США.
Английский фарфор, XVIII век.
***
Многие мануфактуры взяли новую технологию на вооружение. Открывались цеха, специализировавшиеся только на деколировании, фарфоровые магнаты переманивали мастеров длинным рублем фунтом стерлингов и засылали в стан конкурентов шпионов, чтобы выведать секретные приёмы и мелкие ноу-хау. Хрупкие предметы обихода конца XVIII века сегодня продаются на антикварных аукционах по стоимости, сравнимой с ценой хорошего авто или уютного кирпичного коттеджа.
Фарфор с деколью, Ливерпуль, 1830-е
Деколь сильно ускорила процесс декорирования посуды, но не слишком удешевила: бумага всё еще была дефицитным расходным материалом. Украшенная переводными картинками утварь стала по-настоящему массовой после трех событий: 1) изобретение бумагоделательной машины (Луи-Николя Робер, 1799 год) 2) появление литографической печати (Иоганн Алоиз Зенефельдер, 1796 год) 3) открытие метода хромолитографии (Годфруа Энгельман, 1837 год). Теперь уж поставить на стол к файв-о-клоку изящный сервиз мог не только герцог Кембриджский, но и хозяин мясной лавки, портной или цирюльник. Наверное, единственным в Европе заводом, который упорно не желал подчиняться веянию моды и трезвому математическому расчету, была легендарная мануфактура Meissen (Майсен), производитель «белого золота Саксонии». Кстати, у этого предприятия столь интригующая история, что придется уделить ей хотя бы пять минут.
Майсенский фарфор, XIX век.
***
Разработчиком уникального состава майсенского фарфора стал Иоганн-Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг) — молодой химик или алхимик, что по сути одно и то же. Сын чеканщика монет, в 15 лет он поступил на службу в берлинскую аптеку, но не ограничился изготовлением тинктур от кашля и пилюль от поноса. Философский камень — вот что занимало пылкий юношеский ум! Слухи об экспериментах Бёттгера достигли ушей прусского короля Фридриха Первого, и монарх, опасаясь за стабильность государственной валюты, приказал арестовать естествоиспытателя.
К счастью, добросердечные придворные вовремя шепнули Иоганну «Атас!» — и химик бежал в Дрезден, где был принят в ласковые объятья курфюрста Саксонии Августа Сильного. Этот влиятельный джентльмен сам проводил опыты в часы досуга, надеясь открыть мистический секрет добычи золота из д…ма и палок металлических руд, древесной коры, серы и других доступных ингредиентов. «Ну-с, касатик, колись — сколько чего лОжить и как смешать, надо ли взбалтывать? Белладонну, реголит и кайенский перец добавлять? Шевели языком-то, а то укушу… в смысле посажу!». «Август Георгович, дозвольте изложить всё в письменном виде — со страху все мысли разбежались, как прусаки от дихлофоса!». «Запереть его в зАмковой лаборатории, пущай помозгует».
Замок Альбрехтсбург, в стенах которого томился трудился Бёттгер.
Никакого рецепта философского камня Бёттгер, конечно, не рассказал — ограничился небрежной отпиской. Да и как рассказать, если сам не знаешь! Кормить бы ему крыс в темнице сырой, если б не граф Тширнгаузен, давно лелеявший идею о выгодной утилизации глины, коей в Саксонии хоть… отбавляй. Ну что ж, не выходит каменный цветок золото — займемся фарфором! В напарники Иоганну сосватали математика Эренфильда фон Чирнхауза, и работа закипела.
Бёттгер показывает опыт Августу Сильному.
Сначала ученым удалось получить чрезвычайно прочный и легко поддающийся шлифовке состав, годный для производства тонкостенной посуды. Он отличался красно-коричневым цветом запекшейся крови, за что был назван яшмовым. Но король требовал изобрести белоснежный фарфор, неотличимый от эталонного китайского. Неизвестно, сколько продлились бы поиски, если б не счастливый случай.
Однажды парикмахер, восстанавливая шикарные локоны Бёттгера, коих химик лишился при очередном взрыве в лаборатории, покаялся в страшном грехе. Оказывается, деньги, выданные из казны на покупку белил для припудривания париков, он пожертвовал обитательницам дома терпимости, а на оставшиеся копейки приобрел белую глину из ближайшего карьера. Каолин-то и оказался недостающим компонентом философского камня китайского фарфора.
Итак, в 1709-м Август Сильный уже держал в руках первую статуэтку из саксонской белой глины. А годом позже крепость Альбрехтсбург была переоборудована в помещение фарфоровой мануфактуры. Произведенная ею посуда была устойчивой к высоким температурам и кислотам, а при легком постукивании она издавала мелодичный, ясный звук.
Осталось добавить, что из принудительной самоизоляции Иоганн Бёттгер вышел только в 1714-м, впрочем оставшись руководителем предприятия вплоть до своей смерти. Легенда гласит, что незадолго до ухода в мир иной он всё-таки создал философский камень — в дрезденском Цвингере по сей день хранится «тот самый» слиток драгоценного металла массой 170 граммов. Сохранилась и надпись над дверью лаборатории отца немецкого фарфора: «Gott, unser Schöpfer hat gemacht aus einem Goldmacher einen Töpfer» (Бог, наш Творец, превратил того, кто создаёт золото, в горшечника).
***
«Ну, дают! — подумает наш читатель, — в статье про деколь рассказали о единственной фабрике, которая не применяет эту технику». Что сказать в свое оправдание? Во-первых, говоря о правилах, всегда упоминают исключения. Во-вторых, согласитесь — история сама по себе занятная. А в-третьих… что немцу хорошо, то остальным не указ! К примеру, лучшая российская частная фарфоровая мануфактура, основанная шотландским купцом Фрэнсисом Джейкобом Францем Яковлевичем Гарднером (1714-1796), охотно украшала деколью свою посуду, которая высоко ценилась отечественными и европейскими эстетами.
Гарднеровский фарфор с деколью.
***
Технология нанесения подглазурной и надглазурной деколи в целом одинакова. Разница лишь в том, что первая выполняется на полусырой глине, затем обжигается и покрывается лаком, а вторая ложится поверх глазурованного слоя. Полностью автоматизировать процесс деколирования невозможно — так же, как нельзя заменить оригинальное виденье, неукротимое воображение и порхающую в умелой руке кисть живого художника жалкой комбинаторикой искусственного интеллекта. Кроме наличия хорошего вкуса, знаний о сочетаемости цветов, грамотной компоновки элементов и т. д., от мастера требуется предельная аккуратность и точность движений. Но толковать об этом — всё равно что описывать аромат соснового леса после дождя или воздушные гонки стрижей в лазурной вышине. Рассмотрим лучше некоторые технические аспекты создания деколи на посуде.
***
Первый этап — разбивка изображения на отдельные цвета и подготовка бумажного трафарета для каждого из них. Здесь абы какая бумага не годится, подходит только гуммированная. В ее основе — белёное хвойное или лиственное целлюлозное волокно. Основные параметры: белизна не мене 77%, число соринок площадью 0,1-0,5 мм2 — не более 100 на м2, массовая доля золы — 15-24%, влажность — не более 5%. Думаете, это мы выпендриваемся своей образованностью? Отнюдь! Это мы напоминаем, насколько вдумчиво и ответственно относились в СССР к товарам народного потребления, ибо все данные приведены по ГОСТ 10015-87, действующего и поныне. Поверх целлюлозной основы у гуммированной бумаги имеется декстриновый (крахмальный) слой, который при смачивании водой становится липким и накрепко соединяется с запечатываемым материалом.
Далее идет собственно печать той самой картинки, которая превратит «инкубаторскую» кружку, бокал или тарелку в эксклюзивное изделие. Краски тоже нужны особенные — те, что гарантированно схватятся с глазурью. Они так и называются: надглазурные, а состоят на 30% из керамических пигментов очень тонкого помола, примерно на 60% из флюсов — оксидов и солей металлов (меди, марганца, железа, никеля, кобальта, хрома и т. д.) с размером частиц менее 20 мкм; остальное — связующие (дистиллированный глицерин, скипидар, масло лаванды и проч.).
Элементы всех цветов печатают последовательно, один за другим, потом покрывают декольным лаком и оставляют просохнуть на 24 часа. Прозрачный слой защитит изображение от солнечных лучей, пыли и влаги.
Следующий шаг самый ответственный, его нельзя делегировать даже суперсовременному автомату — только рукоприкладство… в хорошем смысле слова! Бумагу нужно вымочить в воде, прижать к поверхности изделия и аккуратно, призвав на мощь Аполлона, Сарасвати и Фукурокудзи, отделить от нее лишние фрагменты. Думаете, можно уже с облегчением выдохнуть? Не тут-то было! Теперь начинается настоящий геморрой кульминация священнодействия: влажной салфеткой (обычно вафельной) необходимо разгладить микроскладки и выгнать мельчайшие пузырьки. Это работа для перфекциониста уровня Бог, поверьте на слово!
Как только изображение станет идеально гладким, посуду отправят в муфельную печь, разогретую до температуры от +530 до +800 градусов Цельсия. В процессе обжига органические пигменты краски сгорят, а неорганические вплавятся в поверхностный слой керамики, фарфора или стекла. Впрочем, если применять холодную деколь, фиксация произойдет при комнатной температуре (18-25 градусов выше нуля).
Свершилось! Ваше блюдо, или чашка, или стакан можно подавать на стол!
Муфельная печь (один из многочисленных форматов).
***
Как у всякой технологии, у надглазурной деколи есть свои плюсы и минусы. Нам скрывать нечего, так что перечислим все.
Преимущества деколи:
- возможность создания высокодетализированных изображений;
- длительный срок эксплуатации (до 10 лет);
- стойкость к истиранию, смыванию, УФ-лучам;
- возможность выполнения на любой площади;
- обработке подлежат и ровные, и цилиндрические поверхности, и конусообразные предметы, и поверхности с большой кривизной;
- доступны интересные способы печати — нанесение красок с частицами серебра, золота и платины, прозрачного флюса, который придает матовой керамике глянцевый блеск, многослойное покрытие, термохромных и люминесцентных пигментов, меняющих цвет от температуры или светящихся в темноте и т. д.
Недостатки деколи:
- процесс занимает несколько дней, ускорить его невозможно;
- украшенная переводными картинками продукция стоит заметно дороже той, что декорирована сублимационной печатью или шелкографией;
- при использовании палитры Pantone возможны отклонения от заданного цвета в пределах 15%;
- обработке подлежит только внешняя сторона глиняных изделий (причина в том, что некоторые керамические краски содержат кобальт, кадмий и свинец, недружественные человеческому организму);
- надглазурная деколь не выдерживает страстных ласк посудомоечной машины.
Теперь, когда мы раскрыли все карты, вы легко решите, подходит ли вам деколь как способ уникализации будущей любимой кружки, вазочки для милой подруги или чайной пары в качестве небанального корпоративного сувенира. А коли возникнут сомнения — «Любимая типография» всегда найдет альтернативу: тампопечать, лазерная гравировка, круговая УФ-печать, наклейка… в общем, у нас на вооружении все самые современные технологии, выбор за вами!
***
Напоследок мы решили поделиться кой-какими сведениями о влиянии посуды на аппетит и настроение. Информация будет полезна не только владельцам кафе и ресторанов, которые пожелают заказать у нас надглазурное деколирование предметов для сервировки стола, но и всем, кто любит хорошо поесть и на славу угостить!
Размышляя над дизайном посуды, учитывайте влияние цвета, формы, материала и даже звука на восприятие вкуса еды и аппетит. Эту взаимосвязь изучают сразу две отрасли науки — кросс-модальная и мультисенсорная. Британский экспериментальный психолог, профессор Оксфордского университета Чарльз Спенс написал целую книгу, где подробно рассказал, какая чашечка раскроет все достоинства индийского чая и в какой тарелке овсянка, сэр, покажется наиболее бархатистой и нежной.
Более 50% нейронов головного мозга заняты обработкой зрительных образов, а на долю вкусовых рецепторов приходится только 1-2 процента информации. Наш биологический компьютер быстрее кодирует впечатления от вкуса, если он соответствует визуальному оформлению. Показательный эксперимент был проведен еще в 1980 году: участникам предложили определить вкус напитка с завязанными глазами, и только 20% дегустаторов опознали в нем вкус апельсина. Если же угостить подопытных оранжевой жидкостью, да еще налить ее в стакан с соответствующей надглазурной деколью, 100% человек воскликнут: «Он, родёмый — спелый цитрус!»… даже если в составе будут сок моркови, тыквы, лайма, краситель «солнечный закат» и синтетический ароматизатор.
Рэйко Канэко, британский дизайнер и керамист, выяснил: костяной фарфор белого и синего цветов придает выразительность рыбным закускам и морепродуктам, кружка из черной керамики делает более выпуклым вкус кофе с имбирем и кардамоном, глинтвейна и пряного шоколадного напитка. Соленых продуктов съедается вдвое меньше из красной тарелки, чем из белой; желтый вообще разжигает аппетит, но способствует скорому насыщению; фиолетовый ассоциируется с испорченными и отравленными продуктами. Оттенок сочной травы стимулирует пищеварение, а вот изумрудный, бирюзовый, хвойный угнетают аппетит. В прозрачной или голубой чашке чай и кофе кажутся вдвое слаще, чем в белой или бежевой.
На заметку хозяину кофейни: значение имеет форма и масса посуды с надглазурной деколью — чем увесистей кружка, тем качественнее и дороже представляется налитый в нее напиток. Угловатые емкости на 27% усиливают горькие нотки, а бочкообразные и округлые чашки на 18% «увеличивают» содержание сахара — и ни одной дополнительной калории! Узкие продолговатые кружки заметно маскируют аромат (тут работает простая физика: меньше площадь — меньше испарения), зато идеально подходят для некоторых сортов — например, эфиопских. В узкой таре окислительные процессы протекают медленнее, что подчеркивает характерную фруктовую кислинку африканского напитка.
***
Надглазурная деколь — необычный и впечатляющий способ декорирования корпоративных сувениров, персональных подарков и фирменной посуды заведения. Старинные секреты в паре с высокими технологиями рождают эксклюзивные мини-шедевры, эстетичные и практичные одновременно. «Любимая типография» всегда готова ответить на ваши вопросы и принять заказ!