Наклейки под смолой в Елабуге
Раннее июньское утро. Солнце уже начало своё восхождение к зениту, но ещё не раскочегарилось на полную катушку – его лучи дарят ласковое тепло, но не обжигают. Вы идете по заросшему сочной зеленью лугу и видите, как на каждой травинке, на каждом цветке сверкают алмазами прозрачные росинки. Присмотритесь к любой: в ней отражаются безбрежное небо, сахарно-белая ромашка, сломанный ветром колосок, карминная земляничина.
А вот божья коровка решила напиться воды, тронула самую крупную росинку своими жвалами – тонкая плёночка лопнула, и капля поглотила насекомое целиком. Ни дать ни взять, дизайнерская бусина!
Как хочется набрать пригоршню этих бусин и долгими зимними вечерами перебирать их, как шарики марблс! Но роса испарится с кожи быстрее, чем вы дойдете до дома, и чудесный мираж растает. Воссоздать природную красоту можно с помощью современных материалов, один из которых – эпоксидная смола. «Та самая, которой раньше склеивали деревянные стулья?» - спросите вы. Нет, не та: видов эпоксидки великое множество – есть чисто технические, а есть абсолютно прозрачные, идеально подходящие для декоративных целей. Впрочем, расскажем всё по порядку.
Глас божий, князь Игорь и вставные челюсти
«Дедушкой» эпоксидной смолы можно назвать Александра Дианина (1851-1918 гг), русского химика, академика Военно-Медицинской академии (Петербург) и – ого! –доктора философии Йенского Университета (Германия). На химический факультет он перекочевал прямиком из… духовной семинарии, которую окончил на радость батюшке, сельскому священнику. Судя по всему, Господь Всезнающий вовремя подсказал Саше, что научные изыскания принесут людям значительно больше пользы, нежели проповеди: всю жизнь Дианин занимался популяризацией элементарных химических сведений и разработками в области органической химии.
Александр Дианин и его учитель Александр Бородин
Будучи студентом, он работал ассистентом Александра Бородина – человека и парохода химика и композитора, члена «Могучей кучки», автора оперы «Князь Игорь». После окончания университета юноша женился на приемной дочери любимого руководителя, а когда тот умер, Дианин унаследовал его архив и стал душеприказчиком своего учителя – охранителем доходов с музыкального наследия Бородина.
В 1891 году учёный синтезировал новый олигомер со страшным названием «дифенилолпропан», который в честь первооткрывателя окрестили дианом. И хотя ему тут же дали более известное сейчас название «бисфенол А», полностью эпоксидка звучит как «эпоксидно-диановая смола» (по-английски – epoxy-dian resin).
Молекула диана и бисфенол-А в виде порошка
В конце XIX – начале XX века было изобретено множество синтетических материалов и веществ (поликарбонаты, лаки, клея и проч.), поэтому особой сенсации появление диана не произвело. Пристально заинтересовались бисфенолом лишь в предвоенной Германии – оно и понятно, грандиозные планы Гитлера требовали активизации всех перспективных ресурсов, которые были незаслуженно обделены вниманием государств-противников.
В 1934 году немецкий химик Пауль Шлак получил первые образцы промышленных эпоксидных смол (кстати, он же 4 года спустя изобретёт отраду прелестных фройляйн и предмет осуждения солидных фрау – капрон). Близким другом Пауля был другой химик – швейцарец Пьер Кастан, который сначала подвизался в красильной промышленности, а потом работал в Институте виноградарства города Лозанна. В описываемое время Кастан трудился на благо фармацевтического концерна CIBA: он искал подходящий материал для изготовления зубных протезов. Воспользовавшись наработками Шлака, он получил низковязкую смолу янтарного цвета, которая вполне соответствовала его ожиданиям, и запатентовал ее в 1936 году. Чуть позже, в 1946-м, американец Сильван Гринли несколько модернизировал состав, введя в него эпихлоргидрин. Компания CIBA к этому времени уже пустила в продажу первый эпоксидный клей – «Araldite-1».
В Советском Союзе перспективы эпоксидки оценили не сразу, зато в 60-е развернули такое производство, что в любом сельпо за 5000 км от МКАД можно было купить «Клей ЭДП».
С точки зрения химика
Что есть, по сути своей, эпоксидка? Синтетическая смола на основе олигомеров, содержащих эпоксидные группы. Чесслово, нам такое определение тоже ровным счетом ничего не прояснило! Пришлось позвать на бокал крепкого кофе по-ирландски знакомого профессора химии, чтобы он расшифровал этот ребус. Отхлебнув горячительного напитка и обругав на чистом гэлике чёртовых англичан, док рассказал следующее:
«Олигомеры – это молекулы, состоящие из повторяющихся элементов, которые имеют одинаковую структуру (мономеров). Проще говоря, олигомер – цепочка из одинаковых звеньев конечной длины. А вот полимеры – это длиннющая цепь: число атомов может достигать сотен тысяч и даже миллионов (например, ваша ДНК имеет протяженность около 1011 км). Мономеры обычно представляют собой текучие жидкости, олигомеры – вязкие субстанции, а полимеры – твердые тела. Вязкость олигомеров варьируется от консистенции сгущенки до арахисового масла, в котором ложка уверенно стоит.
Структура олигомера
«А эпоксидная группа, – продолжал профессор, допив кофе и разбив стакан об пол, – это просто-напросто насыщенный трёхчленный гетероцикл! Простейший пример – дезинфицирующий газ окись этилена: один атом кислорода и два атома углерода. А теперь споёмте, друзья, Whisky in the Jar!».
Тщательно смешать, но не кипятить
Эпоксидная смола – двухкомпонентный термореактивный полимер: в исходном состоянии она жидкая, но при добавлении отвердителя стремительно густеет и через некоторое время застывает. Слово «стремительно» мы употребили не для красоты: с момента соединения компонентов в вашем распоряжении остается от 20 минут до пары часов (в зависимости от марки смолы), чтобы выполнить все нужные манипуляции. Стоит зазеваться – и эпоксидка буквально вскипает, распространяя резкий запах, и превращается в пронизанную пузырьками конкрецию. «Ну всё, теперь курить можно прямо здесь!» (с) «Масяня»
Очень важно не промахнуться с дозировкой смолы и отвердителя: малейшая ошибка – и либо ваше изделие не застынет, либо состав слишком быстро нагреется и вступит в фазу кристаллизации. Пропорции могут быть разными: 1:1, 1:2, 1:5, 1:10 и т.д. Смешивать компоненты следует максимально тщательно – если весь объём эпоксидки умещается в пластиковом стаканчике, можно сделать это деревянной палочкой, а целое ведро потребует специального миксера (впрочем, некоторые ухитряются приспособить для этого дрель). На фабриках и заводах, разумеется, для этого есть специальное оборудование.
100 видов Фудзи эпоксидки
Современная промышленность выпускает шесть классов эпоксидных смол: на основе бисфенола А и F, алифатические, фенольные, крезольные, глицидиловые, акрилэпоксидные (давайте глубокомысленно покиваем и сделаем вид, что мы всё поняли). Все они демонстрируют разную вязкость и текучесть, а в застывшем виде имеют неодинаковую консистенцию (от резиноподобной до стекловидной).
Сфера применения компаунда чрезвычайно широка, вот неполный список:
- инженерная техника и электроника;
- авиационная, автомобильная и космическая промышленность;
- судостроение и ремонт плавсредств;
- изготовление стекловолокна;
- строительство;
- электроизоляция;
- лакокрасочная промышленность;
- ремонтные работы (от починки кузова авто или корпуса катера до устранения течи в водопроводной трубе);
- обустройство гидроизоляционных покрытий в подвалах и бассейнах;
- создание дизайнерской мебели;
- заливка полов.
Из эпоксидной смолы мастера хендмейд делают удивительные сувениры, статуэтки, настенные часы, бижутерию. Используя красители, глиттер, блестки, филигрань, природный материал (ракушки, полудрагоценные камни, сухоцветы), металлическую стружку, поталь, они создают эксклюзивные подарки, панно и картины. Для декоративно-прикладного творчества подходит исключительно прозрачная смола, желательно низкой вязкости: из густой субстанции трудно изгонять пузырьки, которые неизбежно образуются при перемешивании и внедрении дизайнерских компонентов.
Отдельное направление – ResinArt, рисование эпоксидной смолой. Комбинируя составы разных цветов и густоты, можно изобразить рождение новой галактики, предгрозовое закатное небо, бешеный шторм на море… в общем, всё, что подскажет фантазия!
Абстракционизм – искусство, конечно, на любителя, однако самые известные картины этого направления стоят баснословных денег. Вот, например, «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского (1913 год):
В 2017-м эта бездарная мазня этот шедевр был продан на аукционе Sotheby’s за 42 миллиона долларов. Вам не кажется, что творения в технике ResinArt намного выразительнее?
Так ли страшен чёрт?
Нам часто говорят: «Я слышал, что эпоксидная смола опасна для здоровья». Спешим вас утешить: определённую опасность смола представляет только в незастывшем виде, особенно в активной фазе реагирования с отвердителем. Отверждённая эпоксидка совершенно безвредна для органов дыхания и кожи. Единственное ограничение – не стоит использовать её для изготовления посуды, разделочных досок, сервировочных подносов и прочих предметов, непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами. Пробовать на зуб сувениры из эпоксидки тоже не рекомендуется: во-первых, невкусно, во-вторых, питательных веществ из неё не получишь.
Эпоксидная смола + краситель: процесс перемешивания
На этапе полимеризации компаунд действительно может выделять в атмосферу токсичные пары, что порой провоцирует аллергические реакции, раздражение слизистой оболочки глаз, горла, бронхов и лёгких. Поэтому в помещении, в котором творится сие священнодействие, обязательно монтируют качественную вентиляцию. Хорошо ещё, что на смену аминным отвердителям ТЭТА и ПЭПА пришли реагенты циклоалифатической природы: они лишены резкого нашатырного запаха и считаются безопасными для дыхательной системы, но чаще вызывают дерматит, поэтому мастера защищают свой основной рабочий инструмент – руки – тонкими резиновыми перчатками. В этом есть дополнительный резон: вляпаться в клейкую массу – сомнительное удовольствие! Чтобы оттереть засохшую эпоксидку, придется извести полстакана скипидара или (какое кощунство!) чистого этанола.
Преимущества эпоксидных смол
Казалось бы: за последний век технологии шагнули далеко вперёд, учёные изобрели сотни новых полимерных составов – почему же эпоксидка до сих пор так популярна? Очевидно, из-за ряда достоинств, которыми обладает двухкомпонентный компаунд:
-
хорошая адгезия к большинству материалов (бетону, дереву, металлу, керамике, пластику и т.д.);
-
электроизоляционные свойства;
-
высокая устойчивость к воздействию кислот и щелочей (сие, впрочем, зависит от марки смолы);
-
отличная влагостойкость;
-
высокая температура теплового отклонения;
-
незначительная усадка при отверждении и отсутствие изменения объема в процессе эксплуатации;
-
неплохая ударостойкость (опять же, зависит от марки).
Вот так пол – закачаешься!
Ложкой дёгтя в этой бочке варенья можно считать склонность к пожелтению под воздействием УФ-лучей, характерная почти для всех марок эпоксидки (даже ювелирной). Термостойкость у неё невысока: при 150-180°C изделие «плывёт», как восковая свечка от огня, а при 300°C обугливается. Достаточно 2-3 секунды погреть кулон или статуэтку из диановой смолы зажигалкой, чтобы поджечь её – если только в состав не были введены антипирены и стабилизаторы. Последние в обязательном порядке используются при всех строительных и ремонтных работах.
Наклейки под смолой
Ура! Вот, наконец, и она наша ПРЕ-Е-Е-ЕЛЕ-Е-ЕСТЬ – наклейки, залитые эпоксидной смолой. Вы недоуменно пожмёте плечами: «Куда их девать, эти наклейки – на холодильник, что ли?». Можно и так, но вообще способов их применения намного больше.
Наклейка объёмного стикера на боковое стекло, дверь, капот или багажник – необычный способ выделить транспортное средство из миллионов колёсных сородичей и привлечь к нему внимание прохожих. Вы предприниматель? Чудненько, это ж бесплатная реклама ваших товаров или услуг! Вы просто счастливый обладатель элегантного авто? Прекрасно: предложите знакомым коммерсантам арендовать несколько квадратных сантиметров на вашей ласточке и получайте справедливое вознаграждение, не вложив в этот маленький бизнес ни копейки. Можно разместить 3D-наклейки с логотипом фирмы на корпоративном транспорте, сообщить с их помощью о перевозке в машине опасных грузов, детей и т.д.
Российские законы обязывают снабжать все товары (даже бумажные платочки, штучные витаминки для кошек и зубочистки) идентификаторами – информационными бирками, ярлыками или этикетками с наименованием, характеристиками продукции и фотографиями всех внебрачных детей владельца магазина сведениями о компании-производителе. Наклейки с прозрачной линзой – отличный способ выделить из общей массы то, что залежалось на складе акционные предложения, позиции со скидками или товары премиум-класса.
Эстетичные 3D-наклейки придутся кстати мебельным фабрикам, производителям сантехники, бытовых приборов, канцелярских товаров, оргтехники. С одной стороны, покупатель волен сразу после покупки снять стикер, причём ему не придется пользоваться ядреной химией или абразивными веществами. С другой, красивая наклейка так удачно вписывается в дизайн, что зачастую воспринимается как необходимый элемент общего стиля и остаётся на законном месте до конца срока службы изделия.
Другие варианты применения объёмных стикеров:
- брендирование продукции на выставках, семинарах, промо-акциях, презентациях;
- оформление интерьера ресторанов, кафе, баров, отелей, гостиниц, бизнес-центров;
-
замена банальных плоских эмблем на одежде и обуви;
- изготовление панелей электротехнических приборов;
- производство значков, пуговиц и бижутерии;
- ногтевой дизайн.
Наверняка у вас уже созрела какая-то оригинальная идея – поделитесь с нами, а мы по секрету расскажем всему свету! Впрочем, наше согласие можно купить, достаточно сделать заказ на 100 000 штук наклеек под смолой (если что – это шутка: «Любимая типография» никогда не занимается шантажом, мошенничеством и прочими предосудительными непристойностями).
Будем бить лить аккуратно, но сильно быстро
Вам, конечно, любопытно: как же плоская картинка превращается в объёмный стикер с прозрачной линзой? Всех секретов мы не раскроем, но основные этапы перечислим.
- Методом цифровой печати наносим компьютерное изображение на глянцевую или матовую полихлорвиниловую самоклеящуюся плёнку.
- Плоттером придаём будущему стикеру нужную форму – круг, квардрат, прямоугольник, овал, облачко, цветочек, морковка… продолжите сами!
- Разводим смолу, мешаем-мешаем-мешаем вакуумным миксером… Стоп машина!
- В зависимости от тиража, разливаем смолу с помощью ручного или автоматического дозатора. Кстати, вы ещё помните, что такое «поверхностное натяжение»? Правильно – стремление жидкости сократить площадь своей поверхности, сохранив весь объём. Именно благодаря этому эффекту в стандартный гранёный стакан влезает не 250 мл, а немножко больше. То же самое происходит и с эпоксидным компаундом: над плоским основанием формируется аккуратный купол, который делает картинку выпуклой.
-
Бережно перемещаем дрожащие, словно желе, наклейки в дегазационную камеру. Дожидаемся, пока улетучится последний пузырёк…
-
… и оставляем до полного застывания (от 24 до 72 часов). Готово!
3D наклейки под смолой сохраняют гибкость и эластичность при температуре от -40 до +80 градусов Цельсия, а значит, можно использовать их почти во всех регионах России. В отличие от бумажных и пленочных аналогов, она не потеряет форму в процессе эксплуатации, не отклеится и не разлохматится. Эпоксидная смола защищает изображение от влаги, истирания и пыли надёжнее, чем лак или ламинация. Кристально прозрачная линза с идеально гладкой поверхностью за счёт преломления света делает картинку более сочной, выразительной и художественной. Короче, с какой стороны ни глянь – сплошные плюсы!
Надеемся, что и «Любимая типография» заработала маленький + в карму за очередной рассказ. Пишите, о чём вы еще хотите узнать и, конечно, обращайтесь к нам с заказами!