Высокая печать в Ишиме
Высокая печать – очень старый метод. Также обозначается термином Letterpress – это оригинальное англосаксонское название, используемое в основном в Соединенных Штатах. Метод высокой печати заключается в оттиске шрифтов или другой графики, подготовленной на выпуклых матрицах. При использовании на достаточно толстых материалах оставляет отпечатанный рисунок. С его помощью можно делать вогнутое тиснение.
В Европе также можно встретить термин «типографика» или «рельефная печать». Он имеет два значения, которые раньше были одним и тем же, до изобретения передовых методов печати. Типографика имеется в виду как техника высокой печати (при которой печатный элемент, т.е. матрица, является выпуклой), так и оформление структур, расположение текстов в его визуальном измерении (искусство леттеринга).
Высокая печать - это одна из старейших полиграфических технологий. Он относится к технике высокой печати, что означает, что матрицы, переносящие краску на бумагу, выпуклые. Он восходит к временам Гуттенберга – тогда был, а разработана технология для нанесения букв на бумагу металлическим или деревянным шрифтом. С 15-го и до середины 20-го века большинство оттисков было получено с помощью этого метода. Производится высокая печать без смачивания бумаги, это влияет на цветопередачу. В этой технологии важна впитывающая способность бумаги.
Вы можете спросить, зачем изучать технику печати в эпоху Интернета, приложений и современных технологий. Ведь печатные станки все равно умирают. С одной стороны, это так, но в то же время при интенсивном развитии виртуального мира можно наблюдать защитную тенденцию – некую фетишизацию приятных предметов - материальных, уникальных.
Продукты – визитки, открытки, этикетки, заголовки на официальных документах, сделанные по технологии высокой печати – востребованный продукт даже сейчас. Оригинальность нанесения, его визуальный и тактильный облик способны дать такому печатному продукту значительное конкурентное преимущество.
Изначально высокая печать стремилась слегка коснуться или «поцеловать» бумагу, чтобы на бумаге не оставалось отпечатков или вмятин. Цель состояла в том, чтобы просто перенести чернила на поверхность, не оставляя следов, что шрифт был нажат на поверхность. Сегодня печатники любят оставлять именно рельефный отпечаток, чтобы он отчетливо показывал, что был напечатан этим методом.
Использование старинной технологии сейчас – не только ремесло для изготовления уникальных вещей ручной работы, но и выгодное и интересное дополнение к современным печатным технологиям.
История развития технологии
Самая ранняя форма высокой печати была сделана в Китае до 868 г. н.э. с использованием панелей из деревянных блоков, вырезанных вручную в обратном порядке. На эти блоки наносились чернила, а они, в свою очередь, прижимались к бумаге. На блоки наносились целые слова. Из-за особенности китайского языка – иероглифов, объем текста получался небольшим, и это не выглядело слишком трудоемким процессом.
К 970 году н.э. эта ранняя форма была заменена технологией с подвижным шрифтом. Применялись обожженные глиняные блоки, из которых образовывались отдельные буквы, их можно было повторно использовать для разных текстов.
Изобретение печатного станка Гутенберга в 1450 году произвело революцию и усовершенствовало высокую печать с ее металлическими деталями, которые равномерно подходили друг к другу и создавали идеально прямые линии и столбцы.
К 1970-м годам высокая печать была заменена более современными технологиями – офсетной и цифровой печатью. Эти новые методы были быстрее и экономичнее, что делало их более привлекательными для бизнеса и массового внедрения.
Высокая печать возрождается. Многих привлекает мысль о том, чтобы иметь что-то, напечатанное с помощью этой техники. Одна из причин возрождения интереса к технологии отчасти связана с влиянием журнала Марты Стюарт «Свадебный», в котором стали публиковаться фотографии красивых свадебных приглашений с рельефно вытесненными заголовками. Издание подчеркнуло тот факт, что пары проявляют большую тщательность при выборе свадебных атрибутов, и такой эксклюзив в наше время будет оценен по достоинству. С этой публикации официально началась мода на красивые рельефные заголовки приглашений, открыток, визиток, заглавий в документах и книгах и т.д. Прекрасный пример, как мнение одного автора статьи может повлиять на индустрию.
В настоящее время высокая печать, понимаемая как классическая типографика, воспринимается как техника печати, но прежде всего обработки. С помощью типографских машин можно создавать очень заметные полости в материалах, поэтому типографика сегодня чаще отождествляется с искусством печати, чем с техникой, обслуживающей производственные нужды. Первоначально letterpress применялся для печати повсеместно, теперь чаще всего он используется для глубокого тиснения на плотной бумаге. Теми же техническими средствами можно сделать отражения разработанной графики таким образом, чтобы получилось эффектное тиснение, как вогнутое, так и выпуклое. Упаковка с тиснеными логотипами брендов или тисненые рекламные материалы, такие как визитные карточки или приглашения, являются лишь некоторыми примерами, которые можно усовершенствовать таким образом.
Высокая печать популярна, несмотря на то, что требует большой подготовки и использования устаревших машин. Он переживает свою вторую молодость благодаря появлению множества новых видов бумаги и возрождению интереса к «винтажному» стилю. Самым интересным из новых материалов является хлопковая бумага, которая очень интересна на ощупь и настолько «пухлая», что на ней легко можно отпечатывать различные узоры. На такой «сырой» фактурной поверхности получается красивый эффект пространства, объемность, незаметная на этапе графического дизайна, и видимая только при физическом выполнении тиснения. Эффекты высокой печати видны в тонко преломляющемся свете на краях тисненых рисунков в сделанных углублениях.
Высокая печать, несмотря на часто минималистский дизайн, воспринимается как очень элегантная техника изысканности, как нечто премиальное.
Печатная основа, ее фактура и цвет, в совокупности с гладкими рельефными элементами, придают изделиям эффекты, которые невозможно спроектировать и визуализировать на компьютере. Визуализации (макеты) часто отражают лишь заменитель того, что получается в реальности.
Коммерческие преимущества высокой печати
Высокая печать может быть выполнена с обеих сторон одного и того же материала, но нужно помнить, что на обратной стороне не должно быть другого вогнутого тиснения. Они должны быть оформлены таким образом, чтобы тиснение с одной стороны не пересекалось с тиснением с обратной.
Вся прелесть высокой печати заключается не столько в рельефном нанесении букв, сколько во вдавливании цвета вглубь бумаги, поэтому создается эффект пространства и глубины. Графика может быть тиснена глубже или мельче в зависимости от видения графического дизайнера или веса, толщины используемой бумаги. При проектировании графики для высокой печати нужно представлять конечный эффект проекта, потому что на мониторе мы не увидим этой трехмерности. Мы почувствуем это только под пальцами на печатной бумаге. Тогда мы увидим преломляющийся на краях свет, увидим тени на границах впадин.
При презентации для клиента продуктов с использованием типографики придется изготовить полноценные образцы, и продемонстрировать их заказчику лично, а не в эскизах и не на фотографиях. Но если заказчику важна премиальность и эксклюзивность, его визуальное и тактильное ознакомление с образцами будет иметь сильный мотивирующий эффект в пользу выбора высокой печати. Достаточно дать ему сравнить плоские, даже нанесенные очень красивым шрифтом, буквы на бумаге, с рельефными типографскими. Последние, особенно в сочетании с соответствующим дизайном, четко транслируют о премиальности продукта.
Высокая печать считается очень элегантной и уникальной техникой печати. С одной стороны, из-за экономичного, часто минималистского характера проектов, что в некоторой степени является следствием специфики процесса высокой печати и связанных с ней «ограничений». Используется небольшое количество цветов, упрощенные формы и т.д. Вторая причина – используемая бумага – мягкая и обычно текстурированная с особыми свойствами (хлопковая, бамбуковая или рисовая бумага), позволяющая максимально использовать эффект давления. Текстура и цвет бумаги вносят свой вклад в дизайн, создавая эффекты, которые невозможно создать на компьютере. Высокая печать часто напоминает изделия ручной работы, и отчасти это так.
Как выглядит процесс высокой печати
Высокая печать – довольно трудоемкая и дорогая техника. Для этого часто используются довольно старые машины, требующие точной работы печатника, знающего, что он делает, «чувствующего» давление и размещение чернил. Каждый цвет (и его отсутствие в случае со слепым отпечатком, о котором речь ниже) требует использования отдельной матрицы.
Высокая печать по старинной технологии делается в несколько этапов следующим образом.
- Набор текста. Первый этап высокой печати называется набором. Здесь отдельные буквы объединяются, чтобы получился желаемый текст. Наборщик помещает каждую букву рядом, последовательно. После заполнения страницы текста шрифт связывается вместе, чтобы он не распадался.
- Проверка. При ручном наборе обязательна проверка на наличие опечаток. Сам термин «опечатка» появился из-за частых ошибок в словах ввиду сложности ручного набора текста для печати.Наложение. Связанные страницы текста затем преобразуются в форму, для использования на прессе.
Для высокой печати требуется ряд специальных инструментов. Их изготовление дорого и требует исторической экспертности и знания технологии. Современные печатные машины с подобной функцией также имеют высокую цену.
- Блокировка. Затем связывающие шнуры, скрепляющие буквы, удаляются, и весь блок текста фиксируется на месте.
- Печать. Различные прессы требуют различных процессов для работы. Для работы некоторых типов прессов требуется 2 оператора. Один человек должен красить шрифт, а другой человек управляет прессой.
Современные технологии упростили процесс рельефного нанесения букв, линий, несложных изображений на бумагу. Ушла трудоемкая процедура набора, легче стало выполнять проверку. Но процесс все равно остался медленным и трудоемким, по сравнению с современными способами печати, например, офсетной.
Вместо отдельных букв шрифта используются полимерные или фотополимерные пластины. Полимерные гибкие рельефные пластины позволяют делать печать изображений с компьютера.
Цифровой дизайн имеет определенные ограничения, такие как наличие линий, которые не могут быть слишком тонкими. Поскольку высокая печать может выполняться только одним цветом за один раз, необходимо создавать отдельные рисунки для каждого цвета, если на готовом продукте требуется несколько цветов.
Когда цифровой дизайн готов на компьютере, он печатается в виде пленочного негатива. Этот пленочный негатив необходимо положить поверх полимерной пластины, а затем подвергнуть воздействию ультрафиолетового света, аналогично процессу фотографического воздействия. Поскольку полимерные пластины светочувствительны, части, попадающие на свет через вырезы в пленочном негативе, затвердевают. По окончании полимерную пластину необходимо промыть водой, а незасвеченные участки смыть. Закаленная часть известна как «рельеф». Это та часть, которая будет покрыта краской.
Так создается матрица (по одной на цвет). Затем принтер распределяет соответствующую краску по цилиндру машины, откуда она забирается резиновыми валиками и переносится на матрицу. Наконец, пресс под действием огромного давления вдавливает выпуклый конус матрицы вместе с краской в бумагу, и так создается распечатка. Когда проект состоит из большего количества цветов, приходится менять матрицу, мыть машину и начинать весь процесс заново. Кроме того, важна точная подгонка последующих элементов распечатки на печатной машине. Есть высокий риск брака, что неприемлемо для массового производства.
Слепая печать (Blind Print) – разновидность техники высокой печати. Он заключается в тиснении графики без нанесения краски или, возможно, только с использованием прозрачной белизны. Это дает очень интересный эффект – добавляет не только контрастности используемым цветам, но и «переменной» глубины в зависимости от освещения. Самые интересные проекты высокой печати часто состоят в сочетании элементов, тисненых с краской и без краски.
Применение техники высокой печати
Высокая печать может использоваться как самостоятельная техника, а также как оригинальная, объемная доработка оттисков, выполненных цифровым или офсетным методом. Когда даже только заголовок на визитке, этикетке выполнен методом леттерпресса или блайндпринта, изделие становится похожим на премиальный продукт.
Он используется для малых и средних тиражей, хотя были предприняты попытки создать широкоформатные отпечатки с использованием этого метода. Чаще всего этим способом получают печатные продукты с мелким шрифтом:
- визитки;
- приглашения;
- поздравительные открытки;
- сертификаты, дипломы (крупные заголовки – наименование документа, ФИО владельца);
- всевозможные бирки, этикетки, наклейки.
Изделия большого формата – баннеры, плакаты и т.д. делать по этой технологии имеет мало смысла. Их вряд ли станут трогать руками, то есть преимущество тактильного восприятия не будет реализовано. Объемное изображение букв в большом формате тоже скорее вредно, чем полезно – вдавленные в поверхность буквы хуже читаются с большого расстояния и под непрямым углом зрения. Изготовление матриц и нанесение изображения на большой формат по этой технологии будет стоить неоправданно дорого. Для больших форматов лучше выбрать современный способ нанесения изображения – более быстрый и дешевый, с качественной цветопередачей и облегчающий восприятие информации издалека.
Что нужно помнить при разработке графики для высокой печати
Для этой сложной технологии существует много ограничений во всем – в основании (бумаге), краске, шрифте и наложении изображения друг на друга с разных сторон листа. Эти ограничения предполагают выделение большего срока на разработку проекта, так как приходится их учитывать и обходить, и на время производства продукта.
Бумага
Чтобы получить наилучший рельефный вид, печать должна выполняться на очень плотной бумаге. Хлопковая бумага подходит для высокой печати из-за ее мягкости и качества текстуры, а также ее толщины. Кроме того, хлопковая бумага более экологична, чем бумага из деревьев.
Глубина тиснения зависит от граммажа (толщины) бумаги. Чаще всего машины могут тиснить максимум 0,7 мм без одновременного отодвигания содержимого на другую сторону. Если мы используем бумагу граммажом 500-600, т.е. толщиной 1,1 миллиметра, помните, что тиснение с обеих сторон не должно быть одинаковой глубины, так как графика будет «протыкаться» (двустороннее тиснение на глубину 0,7 мм дает нам в сумме 1,4 мм, а бумага всего 1,1 мм).
При использовании более тонких бумаг (300-400 г/м² = 0,5 мм толщиной) надо помнить, что тиснение будет более мелким (до 0,3-0,35 мм в глубину), а потому менее заметным визуально и ограниченно заметным на ощупь.
Обычно используются бумаги светлых тонов – белая, бежевая. Можно использовать и черную бумагу, но большинство цветов на ней невидимы. Исключение составляют белые (их будет видно как серые) или яркие цвета металлик – серебро, золото.
Размер буквы или изображения
Тонкие линии и мелкие элементы очень эффектно получаются в случае высокой печати (рекомендуемая минимальная толщина линии 0,2 мм). Однако это правило не работает, когда мы хотим добиться эффекта «выворотной печати» – выпуклые элементы цвета бумаги видны на окружающей рельефной, вогнутой цветной форме. При этом нужно помнить, что они не должны быть слишком мелкими или слишком плотно располагаться рядом друг с другом - иначе они могут быть "залиты краской" (особенно это касается текста).
Не рекомендуется использовать сплошные тона – покрытие цветом больших площадей, например фонов, т.к. на больших площадях краска ложится/впитывается неравномерно и выглядит непривлекательно (создается эффект затирания). Лучше всего, когда цветовой охват не превышает 10% площади проекта.
Блиндпринт – в данном случае все наоборот, чем в чернильной печати – лучше всего смотрятся крупные, толстые или хотя бы объемные элементы. Мелкие не будут хорошо заметны.
Расположение элементов
При оформлении надписей или элементов помните о проявлении их на обратной стороне листа, потому что используемые матрицы построены на конусе с углом наклона 45 с каждой стороны. Поэтому в них должно быть пространство для нажатия, чтобы отдельные элементы не сливались друг с другом. Кроме того, именно минимализм и экономичность дизайнов в сочетании с участками пустой, чистой поверхности фактурной бумаги делает высокую печать очень привлекательной.
Цвет
Во-первых, нужно помнить, что краски для высокой печати частично прозрачны, поэтому конечный цвет никогда не будет насыщенным, интенсивным, как в цифровой или офсетной печати. Кроме того, его насыщенность зависит от хода машины и нанесения краски на печатные валы. В результате отдельные экземпляры могут незначительно отличаться друг от друга. Также помните, что нельзя печатать полутона или градиенты. Во-вторых, стоит знать, что светлые тона дают больший эффект визуальной глубины и рельефности, чем темные тона, где не так хорошо видны тени.
Достоинства и недостатки технологии
Основное достоинство метода – он совпадает с существующей модой на дорогие печатные услуги. В головах клиентов устойчиво держится именно такой образ печатной продукции премиум-класса – с рельефными тиснеными буквами, линиями или стилизованными изображениями. Предприниматели часто платят за разработку логотипа компании в двух вариантах – плоском и рельефном.
Тисненый отпечаток дает тактильные ощущения – а это прибавка к комплексному воздействию на органы чувств покупателя, к которому так стремятся маркетологи.
Коммерческий недостаток технологии в цене оборудования, необходимости иметь высококвалифицированного работника, умеющего работать со специфической техникой, ограниченных вариантах применения. Внедрение данной технологии – точно не для новичков в типографском деле. Решиться на такой эксперимент предпринимателю со своей типографией можно, если его не пугают большие расходы осознание того, что какое-то время это направление будет убыточным. Чтобы реализовать возможности технологии, придется много инвестировать в продвижение своих услуг именно в премиальном сегменте типографского бизнеса.
Один из недостатков современных методов высокой печати в том, что они устраняют уникальность оригинальных продуктов высокой печати. Многие одинаковые полимерные пластины могут быть изготовлены из одного дизайна на компьютере, и тогда могут быть получены неотличимые внешне продукты. Такая согласованность может быть желательна в некоторых случаях, например, для свадебных приглашений. Тем не менее, современные канцелярские товары для высокой печати никогда не будут обладать редким качеством печати, сделанной с уникальной резьбы на пластине из дерева или металла.
Вывод
Высокая печать, при своей высокой сложности исполнения и ограниченности применения, может принести хорошую прибыль, заняв узкую нишу на рынке типографских услуг. Технология дает типографским продуктам эксклюзивность и премиальность, а значит, привлекает клиентов с соответствующими потребностями и высокой платежеспособностью. Узость ниши означает минимум конкурентов даже в крупном городе. Но не стоит рассчитывать только на эту технологию как на основной источник дохода в типографии, регулярность заказов может быть невысокой. Если вы можете сделать высокую печать, это послужит приятным для клиента дополнением к современным массовым типографским технологиям.