Флексопечать в Москве
Что такое флексопечать? Всё просто: это разновидность прямой высокой ротационной печати с применением эластичных фотополимерных форм и флексографических красок малой вязкости.
Мы уже видим в ваших глазах немой вопрос: «Вот ЧО это щас было?!». У нас появляется абсолютно идентичное выражение лица, когда особо интеллектуальный заказчик в рамках светской беседы рассказывает о применении квантовой теории открытых систем к биохимическим процессам у одноклеточных или о спектроскопии спиральных галактик позднего типа. А посему оставим в стороне профессиональный жаргон и попробуем по-человечески объяснить, что такое флексографическая печать и чем она интересна.
Общепринятый нынче термин «флексография» предложил один из участников 14-й Национальной конференции по упаковочным материалам, которая состоялась в США в 1952 году. Он образован от латинского слова flexibilis (гибкий, изменчивый) и греческого gráphō (писать, рисовать). Слово прижилось и в 1966 году вошло в обиход сотрудников европейских типографий. Но сам метод печати появился гораздо раньше, только назывался он «anilindruck», или «anilin-gummidruck» - анилиновая печать/анилиновая резиновая печать. Нет-нет, мы не собираемся вас опять запутать, пять минут – и всё станет ясно!
Волшебный порошок, опасные опыты и язык чау-чау
Жил да был на свете, а именно в Германии, юноша бледный со взором горящим по имени Отто Унфендорбен. 20-летний сын богатого купца, он мог позволить себе выбрать занятие по душе, а не по наущению пустого брюха – и выбрал химию. В 1826 году Отто в поиске новых эффективных лекарств перегонял брагу сухие экстракты растений и минералов. Результатом опыта с порошком индиго (измельченные листья индигоферы) стало вещество, которое он назван «кристаллин» за способность быстро кристаллизоваться в присутствии кислот. «Прикольно!» - подумал Унфендорбен и… переключился на другие эксперименты.
Индигофера красильная (Indigofera tinctoria)
Однажды он захотел извлечь из обычной марганцовки пигмент, который окрашивал бы соль в фиолетовый цвет. Смешав KMnO4 с концентрированной H2SO4, Отто с радостью увидел, что в колбе появилась маслянистая темно-зеленая жидкость. «Это и есть красящее начало перманганата, осталось только его выпарить!». Спиртовка зажжена, процесс пошел, и ….. БУММММММММММ! – стол разлетается в щепки, оконные стекла вылетают наружу, в лаборатории пожар, а сам Унфендорбен, весь в крови, лежит без чувств на полу. Молодой химик не учел: при соединении серной кислоты с перманганатом калия образуется оксид марганца Mn2O7, который при нагревании взрывается. А вы еще спрашиваете, почему из аптек пропала марганцовка!
Результат реакции KMnO4 + H2SO4
В общем, не захотел наш Отто умирать во цвете лет и переключился на семейный бизнес – торговлю сигарами. Его эксперименты в 1840 году продолжил немецкий фармацевт и химик Юлий Фрицше. Он посчитал, что анилин лучше всего получать из индиго реакцией перегонки с едким кали (сильная щелочь, разрушающая белки, жиры и даже древесину). Он же придумал термин «анилин», ведь по-арабски anil – это и есть индиго. Но соотношение «расход сырья+трудозатраты/готовый продукт» показало: добывать пигмент таким способом – всё равно что затариваться кирпичами для постройки нового дома путем покупки и разборки готового здания.
Невыгодным оказался и метод Фридлиба Рунге, который выделил анилин («кианол») из каменноугольной смолы – отхода коксохимического производства. В ней содержится так мало анилина, а извлекать его настолько сложно, что каждый грамм в итоге стоит едва ли не дороже золота. Зато русский химик Николай Зимин, в прошлом – выпускник философского факультета Казанского университета, преподаватель физики и аналитической механики, а в будущем – первый президент Русского физико-химического общества, нашел эффективный и дешевый способ синтезировать анилин из нитробензола. На ароматическое соединение С6Н5NO2 он многократно воздействовал сульфидом аммония (NH4)2S – и всякий раз результат оказывался стабильным.
Николай Зимин, порошок индиго и молекула анилина
Ну как, вспомнили школьные дни золотые с колбами и пробирками? Хорош на сегодня заумной химии, идем дальше!
Анилину сразу нашлось применение: к концу XIX века на основе бесцветной ядовитой жидкости химики научились получать желтый, черный, голубой, фуксиевый, оранжевый, ярко-фиолетовый и другие красители, которые использовались в текстильной, бумажной, металлургической промышленности, а также в лабораториях в качестве реагентов. Сегодня это вещество используется для синтеза лекарственных препаратов, защиты углеродистых сталей от коррозии, производства ракетного топлива. А знаете, где вы могли увидеть и даже попробовать анилин на вкус?
В советское время в любом хозяйственном магазине или отделе канцтоваров продавались «химические карандаши». Они худо-бедно заменяли дефицитную копировальную бумагу: нужно было заполнить документ или начертить схему на листе, потом намочить водой и прижать к нему другой. Под обычным грифельным слоем появлялся темно-синий след, который отпечатывался на дубликате – правда, в зеркальном отражении. Но кто ж будет бегать к крану за водой, когда в наличии слюна! Облизав анилиновый карандаш, вы получали тройное удовольствие: неповторимый химический вкус, красивую надпись и восхитительный фиолетовый язык – в точности как у собаки чау-чау! Вообще-то копировальные карандаши появились еще в 1870-х и производятся до сих пор: теперь находчивые россияне используют их для… проверки мёда. В настоящем пчелопродукте воды быть не должно; если при обмакивании грифеля появляется чернильное пятно – перед вами подделка.
Чау-чау с «анилиновым» языком
Это был наш фирменный прыжок в сторону, возвращаемся к сути. Для нас главное, что анилиновые красители навели инженеров на мысль о создании специальной печатной машины для обработки тканей и целлюлозных листов.
На заре советской власти флексопечати
Говорят, что первый экспериментальный экземпляр был построен в Англии в 1890 году, но информации на этот счет слишком мало. Зато достоверно известно: житель Эльзас-Лотарингии, владелец машиностроительной компании «К. унд А. Хольвег ГмбХ» Карл Хольвег 17 августа 1907-го. получил немецкий патент № 200697 «Способ печатания на бумажных мешках», а 5 августа 1908-го – английский патент № 16517.
Братья Хольвег (Карл и Август) и их первая машина анилиновой печати (1903 год).
Пионерами анилиновой печати стали в 1912 году германская фирма Windmoeller&Hoelscher KG и британская Strone&Henshaw. Они использовали оборудование Хольвега для запечатывания бумажных пакетов и прочих упаковочных материалов. Однако в том же году сотрудники парижской компани «С.А. ля Целлофан» опробовали флексографию на прозрачной пленке из вискозы – и возрадовались великою радостию: с конвейерной ленты пакет сходил за пакетом, и на всех красовались одинаково четкие, яркие, легко читаемые надписи.
Раз уж мы подали вам на обед вместо супа блюдо молекулярной кухни «Анилин в собственном соку растворе», придется продолжить банкет… у индейцев. Вы скажете «В огороде анилин, в Киеве индейцы?» - но нет, мы отправимся гораздо дальше – в Южную Америку. А компанию нам составит Христофор Бонифатьевич Колумб сотоварищи.
Футбол, мистер Макинтош и флексопечать
–Внимание! Следующая остановка – остров Эспаньола! Тпрррру, приехали! Отдать якорь! – грохочет прославленный адмирал. – Осторожно: здесь очень много диких обезьян, то есть туземцев. Они кааааааааааак прыгнут на вас с отравленными копьями, один меткий удар – и никаким ромом не откачаешь!
Мы осторожно пробираемся по тропическому лесу, любуясь статными палисандрами и вееролистными пальмами, пугая летучих мышей и вдыхая ванильный аромат ипомеи. Выходим на опушку и видим сахарно-белый пляж, а на нём… «Злобные» индейцы пинают и подбрасывают ногами странный шар, который при ударе о землю подскакивает, будто в него вставлена пружина. Эх, погорячился товарищ Колумб, когда приказал скормить падре Альваро акулам за жульничество в картежной игре – тут дело пахнет черной магией… Однако прямого повода для войны нет, а значит, будем знакомы!
… К вечеру выяснилось, что из рома с агавовым пивом «пульке» получается отличный коктейль, житуха тут вообще зашибись (даже ядовитых змей нет!), а загадочный мяч сделан из сока «плачущего дерева», на местном языке – каучу. Вообще-то раньше для игры использовались черепа убитых врагов, но кость – штука жесткая, да и конфигурация у нее не айс. То ли дело упругий шар совершенной формы!
– Это еще что! – самодовольно вскричал вождь Дальновидный Крот. – Уан секанд, плиз: щас будет фокус!
Он вынес из хижины увесистую дубинку, дохнул на толстый конец парами новоизобретенного пойла – и она вспыхнула равномерным ярко-желтым пламенем. – Пропитана каучу, однако, – пояснил индеец. – А теперь показ мод!
Под звуки антар, многоствольных сампоньо (аналогов флейты Пана) и чаранго с корпусом из панциря броненосца двадцать девять очаровательных индеанок образовали хоровод на импровизированном танцполе. Одежды на них было ровно столько, чтобы никакой ханжа не сказал «они были СОВСЕМ голые», зато на стройных ножках красовались удивительные ботиночки: темно-коричневые, блестящие будто лакированные, они плотно облегали узкие ступни.
– Нравятся? – усмехнулся Дальновидный Крот, следя за моим взглядом. – И это тоже каучу!
– Неужели прямо… целиком?
– Ну что ты, такие красотки у вас в Европах появятся лет через 500! Я про обувь, дурачина.
Оказывается, если в жару обмазать соком «плачущего дерева» ступни, он быстро застынет, приняв очертания тела. Можно бродить в этой обуви по болотистой местности или собирать съедобные раковины на побережье – ноги всегда останутся сухими!
Много лет спустя англичане, посетившие Южную Америку, научатся новой игре в мяч и назовут ее футболом. Ботаники внесут новое растение в каталоги и дадут ему имя Hevea brasiliensis. Испанцы будут пытаться изготовить непромокаемые ботинки, но индейские боги отомстят им за убийство своих краснокожих сыновей: сапоги, нагретые солнцем, будут прилипать к ногам и превращаться в отвратительно пахнущую массу, а при первых же заморозках трескаться и рассыпаться на кусочки.
Госпожа Фортуна благоволила шотландскому химику Чарльзу Макинтошу. Этот деятельный гражданин в 1797 году открыл первую в регионе фабрику квасцов, изобрел эффективный отбеливатель для тканей – хлорную известь, а потом начал искать применение продуктам переработки угля, коих на Туманном Альбионе скапливались целые горы. Каучук Макинтош использовал в качестве растворителя. В ходе очередного опыта Чарльз пролил раствор нафты с каучуком на левый рукав пальто и вечером, идучи по Хай-стрит под проливным дождем, с удивлением обнаружил: наручные часы, драгоценное дедушкино наследство, остались сухими!
Чарльз Макинтош
Недаром одесситы эдинбуржцы придумали поговорку «где хохол шотландец прошел, там еврею англичанину делать нечего»: Макинтош моментально сообразил, что дело пахнет керосином большими деньгами – и в 1823 году запатентовал технологию производства непромокаемой ткани. 12 лет спустя компания Charles Mackintosh and Co готова была обеспечить плащами из прорезиненной шерсти «всю королевскую конницу, всю королевскую рать». Смех смехом, но первые изделия действительно достались солдатам и морякам – изнеженным штатским они казались слишком тяжелыми и неказистыми. Но голод холод не тетка! Устав стучать зубами, леди и джентльмены с удовольствием облачились в новомодные макинтоши. Жаль только, в теплую погоду одежда начинала источать неприятный запах и прилипать к коже.
Снова индейцы, контрабанда и советская наука
«Если вы встретите человека в резиновом пальто, резиновых ботинках и с резиновым кошельком, в котором нет ни цента, знайте: перед вами Чарльз Гудьир», – шутили американцы в 30-е годы XIX века. Безбашенный изобретатель потратил все деньги на опыты с каучуком, один мячик из которого стоил дороже индейки в канун Дня благодарения. Он провел сотни безрезультатных опытов, смешивая сок гевеи с каменной солью, сахаром, кварцевым песком и даже грибным супом, прежде чем выяснил: только при нагревании с серой каучук теряет липкость и ломкость. Открытый Гудьиром в 1839 году процесс назвали вулканизацией, а полученный продукт – резиной (от лат. resina – смола). К 1860 году в американской резиновой промышленности было занято уже 60 000 человек, предприятия производства нового материала открылись в 22 странах (включая Россию), а бразильский город Манаус переплюнул по красоте и комфортабельности Нью-Йорк.
В начале XX века было изобретено почти 40 000 изделий из резины – само собой, возникла острая нужда в сырье. Правительство Бразилии запретило вывоз семян и саженцев гевеи под страхом смертной казни, но даже с риском для жизни контрабандисты – ученые, ботаники и предприниматели – проникали в дебри Амазонки, выкапывали молодые деревца и собирали сок взрослых деревьев. Наемные работники – индейцы – подписывались выполнять непомерные объемы работ… и умирали от истощения, малярии или жестоких побоев.
Сбор латекса - сока гевеи (Hevea brasiliensis)
Конец этому варварству положила советская наука. Выяснилось, что на территории нашей родной страны произрастает 993 каучуконосных ботанических вида, в том числе одуванчик кок сагыз. Неприхотливое растение согласилось спуститься со склонов Тянь-Шаня на черноземные равнины и прижилось в Башкирии, Вологодской, Тверской, Тульской и других областях европейской РСФСР. Параллельно с этим химики Леонид Лебедев и Борис Бызов сумели синтезировать искусственный каучук из бутадиена. К 1937 году 70% резиновых изделий в СССР изготовлялось именно из этого материала.
К чему мы это всё? Да к тому, что первые формы для флексопечати делались из каучука – сначала природного, а позже синтетического! Что такое, собственно, «форма»? Это гибкая пластина с выпуклыми печатными элементами, копирующими рисунок макета. Она плотно облегает вращающийся цилиндр, и смазанные краской символы оставляют отчетливый отпечаток на ткани, пластике, металле или бумаге.
Быстрее, выше, сильней! Быстрее, чётче, прочней!
Чтобы получить максимально четкий оттиск с правильной геометрией, необходимо обеспечить плотный контакт между формой и запечатываемым материалом. Добиться этого можно за счет упругих деформаций формы или давящей поверхности. До появления флексографии формы высокой печати производились из типографского сплава (свинца, магния, цинка, меди и других металлов). Они демонстрировали очень слабое сжатие – в пределах 1% от первоначальных размеров, да и то лишь при высоком удельном давлении (30-50 кг/см2). Поэтому между формой и принимающим материалом приходилось вставлять упругую прокладку – декель. В столь неблагоприятных условиях оборудование быстро изнашивалось и часто требовало ремонта.
Осфетная печать с применением промежуточного эластичного звена позволила получать полноцветные отпечатки при давлении всего в 5 кг/см2. Декель больше был не нужен, но технологический процесс усложнился дополнительным переносом красочного слоя, который не требовался при непосредственной передаче рисунка с формной поверхности на запечатываемую.
Флексопечать объединяет достоинства двух вышеназванных способов и (что особо приятно!) лишена недостатков их обоих. С момента изобретения этой технологии братьями Хольвег популярность ее росла год от года. В 1929-м ее впервые использовали для производства конвертов патефонных грампластинок, в 1932-м появились упаковочные автоматы для сигарет, конфет и печенья, с 1945 года флексографию начали применять для декорирования бумажных обоев, печати рекламных плакатов, афиш, календарей, открыток и конвертов, школьных тетрадок, гроссбухов, каталогов и прочей канцелярской продукции. В начале 30-х обработке удалось подвергнуть пергамент, подпергамент и алюминиевую фольгу.
Флексопечатная машина 1930-х гг.
Следующей вехой в развитии анилиновой печати стало изобретение фотоэлектрического следящего устройства в 1935 году. С внедрением этой приблуды появилась возможность регулировать скорость печати и четко совмещать рисунок соседних рулонов, что значительно расширило диапазон применения технологии. Ассортимент флексографических изделий пополнили деловые бумаги, копировальная и (куда ж без неё, родимой!) туалетная бумага.
1950-е ознаменовались появлением новых полимерных композитов: полиэтилен, полипропилен, стеклопластик, лавсан, капрон, нейлон и т.д. Если твердые, жесткие материалы проблем не доставляли, то с тянущимися пленками и тканями всё было сложнее. Типографское оборудование срочно пришлось модернизировать: усовершенствовать механизм натяга полотна при намотке и размотке, систему бокового смещения, сушильные агрегаты, плюс еще …дцать изменений.
Наконец, в 1975 году американская химическая компания DuPont de Nemours («Дюпон де Немур») изготовила пробную партию фотополимерных печатных форм. Такая формная пластина состоит из нескольких слоев: 1) основа – лист анодированного зерненого алюминия 2) полутвердый фотополимерный слой, на котором образуется рельефное изображение 3) защитная пленка. Сегодня вместо алюминия чаще используется лавсановая или другая полиэфирная подложка. Объемный рисунок на печатные пластины наносится методом лазерной гравировки. Количество флексоформ должно соответствовать количеству цветов на макете: 1 форма=1 цвет. Это важно знать, чтобы вычислить время, потребное для подготовки оборудования к печати – изготовление каждого штампа занимает не менее суток.
Красота требует жертв?
Французский философ-экзенциалист, писатель Альберт Камю неосторожно употребил эту фразу в своем романе «Падение». Вероятно, легкомысленный лауреат Нобелевки по литературе не предвидел, что его слова послужат оправданием многих человеческих глупостей и страшных преступлений. Мы вспомнили эту фразу в связи с анилиновой печатью – сейчас поймете, почему.
В 1950-е выяснилось: в состав анилиновых красок входит 2-нафтиламин – мощный канцероген, который содержится также в табачном дыме. Вообще-то печень здорово умеет его обезвреживать, но если ваш организм уже измучен… нарзаном, то с токсичным веществом будут сражаться почки. Офигев на брудершафт, они делегируют рассмотрение входящего запроса нижеследующим инстанциям, и бедные холопы – мочевыводящие органы – примут на себя весь удар. Работники предприятий, которые производят анилиновые красители, через одного страдали от уротелиальной карциномы (рака мочевого пузыря), злокачественной онкологии легких и (пардон, mesdames!) мошонки.
Конечно, история знавала и более страшные примеры жертвования здоровьем в угоду красоте. К примеру, фетровые шляпы в XVIII-XIX столетиях валяли из заячьего и кроличьего меха, используя в качестве связующего настоящую ртуть. Так что безумный Шляпник из «Алисы в Стране Чудес» – не гипербола, а отражение самой распространенной болезни представителей этой профессии – шизофрении.
Писком моды в викторианской Британии были одежда и декор яркого изумрудно-хризолитового цвета – точь-в-точь из английской народной песни «Greensleves». До начала XVIII столетия столь яркие оттенки зеленого можно было увидеть только в солнечный день на майском лугу – посмотрите репродукции старых картин, и вы убедитесь в этом сами. Наконец, 200 лет назад весенняя зелень стараниями химической промышленности проникла в жизнь горожан… вместе с эпидемией загадочной болезни, поражавшей всех и вся независимо от пола, возраста и вероисповедания.
Вот характерный пример: убитая горем супружеская пара из рабочего квартала Лондона, едва похоронившая двух детей, проводит бессонные ночи у постели единственной оставшейся в живых дочери пяти лет от роду. Неделя адских мучений – и ангелочек, расправив нежные крылья, покидает грешную землю, оставив родителям вопрос: за что почему? Они обращаются к патологоанатому, тот проводит вскрытие и выносит вердикт: острое отравление мышьяком. Может быть, яд попал в организм с едой? Например, мешки с овсянкой на складе обработали им от крыс? Оказывается, нет – опасность была буквально в двух шагах. Смертельные пары источали ярко-зеленые обои в детской комнате.
Биллиардное сукно, шелковые платья, кружевные воротники, искусственные цветы – яд содержался буквально во всей «красоте», вносившей природную свежесть в каменный мрак трехсотлетних строений Британии. Много жизней унес мышьяк прежде, чем англичане сделали выбор в пользу здоровья, а не преходящей моды…
«Да гори оно всё синим пламенем!» - сказал, должно быть, изобретатель целлулоида Александр Паркс, когда ему насточертело проводить ночи в лаборатории, а не в старейшем бирмингемском пабе «The Old Crown». Гениальный химик вложил в свои слова столько чувства, что они стали сильнодействующим проклятием: изделия из этой пластмассы вспыхивали, как спичка, при любом удобном случае, доставляя владельцам массу неприятностей. Гребни, которые столичные красотки вставляли в волосы, возгорались на летней прогулке по берегу Темзы, в спаленке возле камина и на five-o-clock от взгляда очередного влюбленного баронета.
После такого жесткого хоррора анилиновые красители уже не казались обывателям серьезной угрозой.
– Онкология чаще случается от стресса (что правда – ред.), – говорили они, – а термин «канцерогены» вообще придумали впариватели дорогостоящих биодобавок (тут мы, не будучи специалистами, деликатно промолчим – ред.). Ну, а головокружение, посиневшие губы, тошнота, слабость, покачивание при ходьбе – с кем не случается наутро после шашлычка в компании друзей? (коллектив «Любимой типографии» дружно краснеет и выходит покурить возвращается к работе).
И всё-таки… Неужто не найдется на белом свете достойной альтернативы обладающему сомнительной репутацией анилину?
Солнце, воздух и вода
Альтернатива нашлась – да не одна, а сразу три! В настоящее время машины для флексопечати заправляют УФ-отверждаемыми, водорастворимыми красками или чернилами на основе летучих испарителей.
-
В составе УФ-красок – 4 основных компонента: пигменты (10-20%), ультрафиолетовые связующие вещества (около 70%), фотоинициатор (3-5%) и вспомогательные присадки (5-10%). Пигменты дают желаемый цвет, оттенок и укрывистость. Связующее (смесь реактивных мономеров и олигомеров) обеспечивает нужную вязкость и липкость, следовательно – равномерность слоя и достаточную адгезию. Фотоинициатор служит катализатором процесса полимеризации чернил, а вспомогательные присадки (увлажнители, деаэраторы, антивспениватели) помогают добиться максимальной прочности рисунка, атмосферо- и термостойкости, глянцевого или матового эффекта.
-
Водорастворимые краски закрепляются путем впитывания в материал с последующим выпариванием растворителя – воды или смеси спирта с водой.
-
Аналогичный процесс происходит при печати чернилами на основе летучих растворителей, только здесь вместо воды используется бензин, ацетон, скипидар, ксилол или другое органическое вещество, способное быстро испаряться.
Наиболее универсальны УФ-отверждаемые краски: они демонстрируют отличную адгезию, дают яркое, насыщенное, высокодетализированное изображение и могут наноситься на любой материал. Водные краски считаются самыми экологичными, но… акварель есть акварель! Интенсивных цветов и суперэффектов тут не жди, как и глянцевого блеска. Сфера их применения ограничена хорошо впитывающими поверхностями – бумага и картон. «Летучие» чернила оптимально подходят для обработки гибкого пластика, пакетов, пленки.
Крекс, пекс, флекс!
Не все флексографические машины одинаково полезны устроены: есть несколько типов оборудования, каждый из которых предназначен для работы с определенной категорией изделий.
По типу красочного аппарата системы бывают ракельными и дукторными. По ширине полотна машины подразделяются на узкопечатные и широкопечатные. По типу крепления секций – на консольные и двусторонние. Не будем углубляться в подробности – наиболее дотошные наши читатели сами найдут подробности в Интернете. Скажем лишь пару слов о трех типах конструкции машин: ярусном, планетарном и секционном
-
В ярусных машинах имеются 4-6 самостоятельных печатных секций, расположенных одна над другой, как книги на стеллаже, с двух сторон от станины. Запечатываемое полотно проходит путь от верхней секции до нижней без резких изменений траектории, цвета наносятся последовательно (1 секция=1 цвет). Ярусные машины предназначены для обработки рулонных нерастягивающихся материалов шириной 250-2500 мм: если взять, например, полиэтиленовую пленку или трикотаж, изображение может получиться смазанным, а цвета «загуляют». Скорость печати – от 180 до 350 метров в минуту.
-
Аналогичным образом устроены и секционные флексографические машины, только их печатные цилиндры располагаются в одной плоскости. Они подходят для печати на объемных изделиях (картонные коробки, стенды) и самоклеящихся этикетках. Скорость печати – 200-400 м/мин.
-
Планетарные машины – установки, в которых формные цилиндры с красочными барабанами (обычно 6 или 8 шт) располагаются вокруг большого центрального печатного цилиндра. Ни дать ни взять, динамическая модель Солнечной системы! Такая конструкция обеспечивает равномерное натяжение материала, что позволяет обрабатывать тонкий пластик, пленку, любые ткани, гофрокартон и т.д., получать многокрасочные оттиски, близкие по качеству к офсетной и глубокой печати. Можно даже наносить лак и создавать голограммы на полимерных материалах! Скорость печати планетарной машины доходит до 450 м/мин.
«А зачем я всё это прочитал?» – задумаетесь вы. А зачем человек вообще озадачивается вопросами, которые вроде бы не имеют отношения к удовлетворению насущных биологических потребностей? На самом деле, любопытство тоже является предустановленной в наш мозг-компьютер программой. Необходимость узнавать новое, с одной стороны, связана с инстинктом выживания (кто знает, какая информация пригодится в экстремальной ситуации!), с другой – даже маленькие открытия стимулируют мощный выброс «гормона удовольствия» дофамина. Так что можно лопать бананы с шоколадом, а можно путешествовать или читать интересные статьи – эффект будет одинаковым! Желая еще чуть-чуть поднять вам настроение, объясним ровно за 2 минуты, как протекает процесс флексографической печати. Смотрите на картинку, и всё сразу станет понятно!
Функциональная схема флексопечати
В печатной машине имеются три ключевых звена: дуктор – резиновый вал, керамический передаточный вал (по старой привычке его еще называют анилоксовым) и формный цилиндр. Дуктор, вращаясь, подхватывает из резервуара краску и передает ее на анилоксовый вал. Поверхность керамического вала испещрена мелкими углублениями, что позволяет наносить краску на материал дозировано. Излишки краски удаляются пластиковым или металлическим ракельным ножом.
С анилоксового вала краска поступает на эластичную печатную форму, установленную на цилиндре, а уж оттуда – на бумагу, пленку, пластик, текстиль или другую поверхность. Когда изображение готово, материал высушивают с помощью ультрафиолетовых или инфракрасных ламп.
И чем же она хороша?
В современной типографии, как в хорошем ресторане, клиенту всегда предложат богатое меню. Чего изволите-с? Блокноты а-ля Пикассо в нежной тканевой корочке, приготовленные шелкографическим способом? Диетические крафтовые визитки без искусственных красителей и усилителей вкуса, выпеченные в офсетной печи? Керамические кружки «Аполлону на зависть» с древнегреческим орнаментом, выполненным методом трафаретной печати?
Флексографическая машина – настоящая мультиварка. Шурпу, борщ или манную кашу в ней не приготовить, зато она легко справится с обработкой большинства натуральных и синтетических материалов, используемых в полиграфии. Вот неполный их список:
-
рулонная бумага без покрытия (такой часто пользуются в офисах – экономичный вариант);
-
бумага с покрытием: полуглянцевая и глянцевая (для полноцветных самоклеящихся этикеток), матовая (для маркировки товаров длительного пользования);
-
металлизированная бумага;
-
цветная и дизайнерская бумага;
-
термобумага, из которой делают термоэтикетки и чековые ленты. Кстати, она воспламеняется при 233 градусах Цельсия или 451 по Фаренгейту (вспомнили Брэдберри?);
-
синтетическая бумага, которая не портится от воды, масла, жира, спиртов (на такой печатают этикетки для вина, шампанского, коньяка, тортиков и прочих вкусняшек);
-
полиэтиленовые пленки – на них печатают тексты вроде «Шампунь с экстрактом тычинок эдельвейса, усов сома и смолой сосны Мафусаила». Иными словами, этикетки для косметики, средств личной гигиены и бытовой химии;
-
полипропиленовые пленки – украшение бутылок с газировкой, минералкой и более существенными напитками;
-
поливинилхлоридные пленки, из которых делают защитные этикетки для предотвращения попыток похищения и переклейки;
-
фольга;
-
картон разной плотности, гофрокартон;
-
целлофан;
-
лавсан.
Пленки с изображением, выполненным методом флексопечати, впоследствии могут быть перенесены на текстиль (футболки, кепки, поло, свитшоты, толстовки), керамику, металл, пластик и т.д.
Красители, которыми заправляют флексопечатные машины, экологически безопасны, так что технология идеально подходит для производства упаковки пищевых и детских товаров – никакой «непотребназор» не докопается! Износостойкость эластичных форм позволяет выпускать большие тиражи изделий, а высокая скорость обработки – делать это в кратчайшие сроки. Расход краски невелик, поэтому при заказе солидных объемов продукции стоимость ощутимо ниже, чем при других способах печати. Изображения получаются стойкими к неблагоприятным атмосферным условиям и долговечными – даже если ваш склад (упаси Посейдон) зальют талые воды или при транспортировке драгоценный груз завалит снегом, картинки на упаковке останутся четкими и яркими. Наконец, финишную обработку (лакирование, фальльцовку, вырубку, тиснение) можно интегрировать в единую линию с процессом печати.
Но… Раз уж на Солнце бывают пятна, флексография тоже грешит некоторыми недостатками. Во-первых, при создании принта реально задействовать не более 8 цветов. Во-вторых, минимальная толщина линии составляет 0,15 мм – более тонкие витиеватые узоры, как и мелкий шрифт, получаются расплывчатыми. В-третьих, светлые оттенки и пастельные тона, заданные макетом, при переносе на материал тускнеют и теряют чистоту цвета. В-четвертых, свободолюбивые флексопечатные машины наотрез отказываются «ходить по стойке смирно», каждая показывает свой характер – нюансы цветопередачи, степень четкости и растискивания растра (изменения площади элемента рисунка на материале относительно площади, предусмотренной макетом).
Не будем за эти грешки бросать камни в дорогостоящее оборудование! Лучше используем эти машины там, где их возможности необходимы и достаточны для оперативного и качественного выполнения вашего заказа, наши любознательные читатели. Заглядывайте на сайт «Любимой типографии» почаще – у нас в планах много занимательных статей и еще больше новых технологий и продуктов. Задавайте вопросы и обращайтесь за консультацией – мы на связи каждый день!