Тиснение в Москве
Слово «тисненый» хотя бы раз встречается почти во всех литературных произведениях XIX-XX вв. Возьмем наугад несколько книг из нашей типографской библиотеки, в коих черным по белому напечатано:
- Мне один японец подарил маленький баул, обтянутый кожей акулы; очень красиво, немного похоже на тисненый сафьян. И.А.Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1857 г.
- В роскошно убранной комнате у самого окна стояла широкая скамья, обтянутая коричневойтиснёнойкожей. Артур Конан Дойл, «Изгнанники», 1893 г.
- Поверх деревянной обшивки идут до потолка кожаные тисненые обои в клетку, с золотыми разводами и звездами. П.Д.Боборыкин, «Китай-город», 1882 г.
- В полумраке поблескивает только золото тисненых переплетов в тяжелых шкафах. Александр Беляев, «Голова профессора Доуэля», 1937 г.
Смотрите, как интересно! Даже не заглянув в Википедию, мы сразу понимаем: тиснение — это способ декорирования изделий (обои, книги, мебель, сумки), применимый к разным материалам (кожа, сафьян, переплетная ткань). Вот что классика животворящая делает! Однако проверим, что скажут по интересующему нас вопросу словари.
Д. Н. Ушаков сообщает: «Тиснение — 1) выдавливание каких-либо изображений, узоров (от вышедшего из употребления глагола «тиснить»); 2) Полученный таким путем узор, изображение 3) Тираж, издание книги (устаревшее)».
«Популярная художественная энциклопедия», 1986, чуть более подробна: «Тиснение — техника художественной обработки кожи, листового металла, бархата, картона и некоторых других материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем выдавливания».
А теперь дадим выступить «Словарю полиграфических терминов». «Тиснение — вид постпечатной обработки, которая заключается в нанесении рельефного изображения на бумагу, кожу и другие материалы при помощи специальной металлической формы — клише». Вот это по-нашему, прямо в яблочко горошинку! Что ж, давайте выясним, кто первым в истории применил эту технологию, и зачем ему это понадобилось.
Ноу-хау эпохи неолита
Удивительное дело: украшенной тиснением посудой люди пользовались еще в новом каменном веке (IX-III тысячелетие до новой эры)! На японских островах Сикоку и Кюсю, в Приамурье, в Среднем Зауралье и Притоболье, в долинах рек Ишима и Тургая, на территории Германии, Чехии, Украины, Болгарии найдено множество керамических сосудов, декорированных отпечатками рыболовных сетей и грубых тканей. Особенно часто встречаются емкости с оттисками шнуров и веревок — их наматывали на гибкий прутик и вдавливали в сырую глину, после чего изделие обжигали. Этих артефактов собралось так много, что искусствоведы выделили их в отдельную категорию «культура шнуровой керамики».
Мастера времен неолита использовали при тиснении колоски злаковых, иголки хвойных деревьев, отдельные зернышки, шишки, ракушки, рыбьи скелеты и прочие подручные материалы. Японские гончары с глубокой древности вплоть до XX века шнур заменяли тесьмой, сплетенной из рисовой соломы. В печи стебельки растений сгорали, а на поверхности сосуда оставались оригинальные рельефные узоры.
Горшки культуры шнуровой керамики, ок. 2800 г до н. э., окрестности Бранденбурга.
Раб, преступник
Прообразом современного тисненого логотипа можно считать тавро — клеймо на рогах или коже крупного домашнего скота, известное со времен Древнего Египта. Козочек и ослов метили редко, а вот коровы и быки щеголяли штампованными автографами своих хозяев. Но чаще, чем к животным, клеймение применяли к живым людям — рабам и солдатам, обычно плененным иностранцам; это подтверждают найденные на раскопках инструменты. Ученые-гуманисты предполагали, что сии приспособления предназначались для украшения тела татуировками, но папирусы II-I тысячелетия до н. э. сохранили описания унизительной процедуры верификации факта закабаления.
Прав у такого раба было… скарабей наплакал, в точности как у русского крепостного. Владелец всецело распоряжался его жизнью: мог отрядить на тяжелую работу, наказать, женить, продать вместе с землей или (бывают же чудеса!) отпустить на волю. Однако, даже став свободным, такой человек до конца дней своих носил на теле отметину, которая кричала: «Это чужеземец, к тому же бывший раб!».
Инструмент для клеймения рабов, Египет, ок. 1200 г. до н. э.
«Добрую» традицию клеймения людей продолжили средневековые французы — правда, они подвергали экзекуции преступников: воров, грабителей, убийц и проституток женщин с пониженным уровнем социальной ответственности. Помните Миледи из «Трех мушкетеров» с ее лилией? Именно этот красивый цветок стал опознавательным знаком лиц с делинквентным поведением как символ несмываемого позора, общественного порицания и пожизненного наказания. Тиснение раскаленным железом на коже применялось во Франции вплоть до XIX столетия.
Знаменитое клеймо Миледи (кадр из х/ф «Три мушкетера», СССР, 1979 г.)
Древние греки, народ жизнелюбивый и к садизму не склонный, использовали клейма для маркировки амфор. Мастер оставлял на донце сосуда оттиск своего имени, а сотрудник ФАС чиновник-астином, проверявший объем и качество тары на соответствие стандартам — пометку на ручке: «Сделано по ГОСТ. Сертификат соответствия выдан Олимпийским Союзом (директор Громовержец Зевс Кроносович)».
Клейменая греческая амфора. Произведена фабрикой HISTIEIOS в IV в. до н. э., обнаружена в Крыму в 1985 году.
Древнеримские патриции вкушали филе кабанов, откормленных инжиром, копченую луканскую колбасу с сельдереем, рутой, гарумом и лавровыми ягодами, язычки дроздов и гузки павлинов с тисненых металлических блюд. В одном только доме Меандра в Помпеях археологи обнаружили 118 предметов из серебра и золота, в том числе тарелки, кубки, зеркала и даже кошелек.
Римское серебряное блюдо с позолотой, украшенное тиснением. Диаметр около 61 см, приблизительный возраст — 2200 лет, место обнаружения — Милденхолл, Великобритания.
Кстати о гаруме, коль уж он пришелся к слову. Если японцы заслуженно гордятся изобретением «пятого колеса в телеге» «пятого вкуса» (1908 год, химик Кикунаэ Икэда), то итальянцы могут снисходительно улыбаться им в ответ: мол, наши-то предки рецепт этого жороусилителя разработали на 2500 лет раньше! Высокобелковый соус готовили буквально из отбросов: рыбью требуху (кишки, чешую, кровь) оставляли бродить на солнце, после чего процеживали и добавляли в мясные, рыбные, овощные блюда. Главным же деликатесом Древнего Рима была тушка грызуна под названием «соня-полчок»: 150-170 граммов диетического, легкоусвояемого мяса, томленного в меду со специями.
Злые вы, патриции… Уйду я от вас! Тетя Соня.
О, сколько нам открытий чудных…
…готовит русская земля (прости, о Солнце нашей поэзии, что заставили тебя совершить пару лишних оборотов вокруг своей оси!). В X столетии под влиянием греческого искусства на Руси начали активно применять тиснение для декорирования ювелирных изделий, посуды, икон. Со временем эта техника вытеснила чеканку как менее трудо- и ресурсозатратный способ создания рельефных изображений. Мастер наносил молотком удары по листу металла (бронзы, меди, серебра или золота) толщиной около 6 мм через свинцовую прокладку — и на плоской поверхности появлялись фигуры ангелов, архангелов, византийских императоров, виноградные лозы, ягоды вишни, смородины и малины, сказочные птицы Сирин, Алконост, Гамаюн, статный Финист Ясный Сокол и воздушная Царевна-Лебедь. Что? Ну да, эта пернатая дева — отнюдь не мичуринский плод буйной фантазии Александра нашего Сергеича!
Образ лебедя порхал в фольклоре разных народов с глубокой древности и долетел до наших дней. Античные предания связывают его с рождением Аполлона и пророческим даром, христианские — с Девой Марией, смирением и милосердием. В алхимии лебедь символизирует albedo (белое делание), когда душа освобождается от шлака и выходит на внетелесный уровень восприятия. В славянской мифологии лебедь — персонаж особо почитаемый: в северных регионах (Псковская, Архангельская, Мурманская обл. и т. д.) он занимал в птичьей иерархии даже более высокий насест, чем другая уважаемая птица — орел.
Подставка для салфеток в форме лебедя с оперением, выполненным методом тиснения (Великобритания, XX век).
В ларце русской средневековой красавицы хранились тисненые подвески-бубенчики, рясна (цепи, крепившиеся к ленте-очелью, кокошнику или наборошнику), нательные крестики, шарнирные и створчатые браслеты, нашивные бляшки, крупные бусины, ожерелья, кольца и прочие приманки для ловли падких на приданое женихов. А с XIII века рельефные отпечатки научились оттискивать на коже.
Колты (полые подвески, предположительно предназначенные для наполнения эфирным маслом). Киев, рубеж XII-XIII вв, методы декорирования — тиснение, гравировка, скань.
От шкурного интереса до вершин дизайнерского искусства
Человек, пожалуй, самое практичное живое существо на планете: он пускает в дело буквально всё, что нажито непосильным трудом куплено занедорого, а тем паче добыто бесплатно. За тысячи лет до первого визита царских землепроходцев чукчи, коряки, коми, ненцы, саамы, ханты и эвенки научились строить чумы и яранги — обтянутые моржовой или оленьей шкурой деревянные шалаши. Аналогичные конструкции под названием «типии» сооружали атапаски, алгонкины и эскимосы (индейские племена североамериканского Заполярья), да и степные скитальцы — монгольские и тюркские кочевники — за пару часов быстренько возводили комфортабельные жилища. «Продам трехкомнатную юрту со всеми удобствами.
— Неужто и туалет есть?
— Прямо в доме! Проходи, дарагой, пакажю!
— Но это же… степь!
— Всё верно, маладэц! Стэп — наш дом, устраивайса гдэ хочэшь — вэнтилация закачаэшься!
Типичная азиатская юрта и ее население.
Кто сказал, что люди не летают быки не плавают? 10 минут виртуозного соло на волынке — и любое земное существо продаст ум, честь, совесть и самое дорогое — бессмертную душу единственную шкуру, лишь бы найти укромную обитель, в кою не проникают чарующие звуки волшебного инструмента. Поскольку не все кельты были искусными исполнителями или благодарными слушателями этнической музыки, минимум половина Уэльса и Шотландии предпочитала ловить рыбку и продавать ее вечно голодным музыкантам. А хорошему рыбаку требуется что? Правильно: дис-цип-ли-на хорошая лодка!
Коракл, он же каррега, он же куррех — разновидность рыболовецкого судна, придуманная жителями Альбиона почти 2000 лет назад. Для его постройки требовалась сперва съесть за ужином мясо целого быка под N кружечек коньячку пряного эля, а потом шкуру скотины натянуть на каркас, сплетенный из ивовых прутьев. Похожие лодки были у обителей Чукотки и Аляски — они назывались каяками (мужской вариант) либо умиаками (женский вариант). Конструкция состояла из каркаса (китового уса) и шкуры нерпы, моржа или тюленя.
Эта «Дюймовочка в скорлупке грецкого ореха» — мисс Мердэг Кэмпбелл, хозяйка пяти домов терпимости в Глазго и старейшего в Шотландии постоялого двора «Белый олень». Почтенная матрона удит рыбку в традиционном коракле (фото конца XIX века).
Древнюю заповедь «Как вы судно назовете, так вам и надо!» покорители водной стихии свято соблюдают по сей день. Но как нанести на борт кожаной лодки гордое имя «Непросыхающий» или девиз «Шотландец не лох. Лох — это озеро»? Растительные пигменты не годятся, ведь кораклу предстоит провести много часов в воде (зачастую похожей на ядреный рассол), выдержать трение льдин и круглосуточную атаку лучей дневного заполярного солнца. Лучшим решением стало бы тиснение, но многомудрые северные народы еще не знали металла, потребного для изготовления клише (штампов).
Первыми эту технику применили в декоре кожаных изделий египтяне (II тысячелетие до новой эры). В гробнице Тутанхамона, что в Долине царей, прекрасно сохранились изготовленные 3350 лет назад тисненые одежды жрецов, сандалии и предметы буржуазной фараоновой обстановки. На стенах богатых домов археологи нашли живописные сцены процесса выделки кож и датировали их V в. до н. э.
Сафьян: польская фамилия, село в Азербайджане или…?
Воспользуемся в очередной раз цитатами из классики — авось натолкнут на что-то полезное!
- Чтоб почтить их донельзя, подложили им на кресла, в отличие от свиты, посафьяновойподушке, так что ноги у них не доставали до полу. И.А.Гончаров, «Фрегат «Паллада»» (1857 г.).
- Парчево́й кафтан, cапожки́ сафьян, золоту́ казну, дорогих соболей им показывает. П.И. Мельников-Печерский, «На горах» (1881 г.).
- Впоследствии Аракчеев выпросил эту рубашку себе в подарок и хранил ее в особомсафьяновомфутляре, как святыню. Николай Гейнце, «Аракчеев» (1893 г.).
Речь определенно идет о материи, но о какой? Оказывается, сафьяном в старину называлась тонкая козлиная кожа или овечья кожа, окрашенная в яркие цвета. Слово это, по одной версии, образовано от персидского seχtijān с точно таким же значением, по другой — восходит к городу Сафари в Марокко, что подтверждает французский термин maroquin (сафьян). Испанские арабы и турки называли кожу коз кордованской, а овечью — сафьянной, русские же не видали меж ними разницы.
Поначалу этот материал действительно привозили к нам из Африки, однако в 1666 году царь Алексей Михайлович Романов Тишайший построил на Москве-реке первый в России сафьяновый завод, а веком позже аналогичное производство заработало в Астрахани и Казани.
Сафьян был далеко не каждому по карману: из него шили богато украшенные тиснением и вышивкой парадные остроносые сапоги для бояр (остроги), тисненые и расшитые туфли для боярынь и боярышень.
Петр первый ввел моду на всё европейское, а преступников, запрятавших в сундуки дедушкину козлиную кожу и бабушкины шитые жемчугом голландские сафьяные лабутены, наказывал штрафами от 1 рубля до 1 головы отсеченной от тела.
Русские сафьяновые остроги с тиснением, XVII век.
Петр Великий приказал не являться пред его строгие очи в «вонючих козлиных башмаках», а заменить их современными аналогами.
Сапоги Петра Первого и ботфорты начала XVIII века.
Их тюркские аналоги, ичиги, настолько полюбились татарам, башкирам, казахам и киргизам, что покупатели и сегодня требуют полного долива пива до черты эту экообувь в магазинах со слоганами «А я милого узнаю по походке» и «Нога — ваше истинное лицо». В России стоимость пары кичиг ручной работы составляет несколько тысяч рублей, а стартовая цена кожаной handmade-обуви на европейских аукционах — несколько тысяч кошерных долларов, то есть евро.
Ради расшитых эксклюзивных сапожек, украшенных шелковой вышивкой и тиснением, французская кинодива Катрин Денёв проехала всю Россию в кибитке, на каждом ухабе восклицая «Salaud!» (сволочи), True de cul! (дыра ж**ы) и Merde divine (стопудовое д***мо). Хотя нет: актриса не так стара, как кажется — до Казани она добралась самолетом, похихикивая над смешными кочками внизу.
Такие сапожки изготовила для Денёв казанская художница Наиля Кумысникова.
От Севильи до Гренады
В Средние века европейские ремесленники использовали для тиснения золотую и серебряную фольгу: ею покрывали кожу, чтобы выполнить чеканку. Металлизированный материал резали на прямоугольники и сшивали меж собой, получая полотнища нужного размера. В Восточной Европе из золоченой кожи шили обувь, одежду, пояса и головные уборы для ученых и духовенства, делали подушки, футляры, украшения для янтаря и прочие предметы церковного обихода, из нее изготавливали балдахины, портьеры, покрывала и скатерти.
Футляр (étui) с надписью. Тисненая кожа. Франция, конец XV века.
Прославленными центрами кожевенного мастерства стали испанские города Севилья, Мадрид, Барселона, Кордова и Гренада.
Наволочка для подушки на стул, XVII век, Севилья (Испания).
Отдельный вид искусства — переплетное дело: каждая инкунабула (книга, изданная до 1501 года) оформлялась тиснением, инкрустацией и шитьем вручную. Дорогостоящие экземпляры в XVI-XVII вв. печатали на голубой бумаге: ее аристократичный цвет был обусловлен наличием медного купороса в составе. Этот ядохимикат предотвращал нашествие на библиотеку мышей, крыс и жучков-древоточцев.
В ногу со временем
Пришла пора поведать о современных технологиях тиснения, видах этой обработки и материалах, которые использует «Любимая типография» при изготовлении эксклюзивных ручек, кепок, футболок, термосов и термокружек, а также прочих красивых и практичных сувениров.
Чтобы правильно выбрать вид тиснения, нужно учесть фактуру, состав и физико-химические свойства материала, предпочтительный дизайн и целевое назначение изделий: оригинальные подарки, эмблемы, полиграфическая продукция (ежедневники, блокноты, визитки и т. д.). Основных разновидностей три: блинтовое тиснение, конгрев и тиснение фольгой.
Блинтовое тиснение
Термин образован от немецкого blint — слепой, что точно отражает характерную особенность этого тиснения. Оно не бросается в глаза, но хорошо различимо наощупь, так что даже люди, лишенные счастья созерцать все солнечные и теневые стороны нашего мира, могут «рассмотреть» пальцами надпись или изображение. Фактически почти все изделия с начала осмысленной человеческой деятельности до конца XIX столетия украшались именно блинтовым тиснением (исключение — клейма и тавро, о которых мы рассказали выше).
Перед вами — подборка книг конца XIX — начала XX веков, декорированных этим способом.
Слева направо:
- Томик из серии Bibliothèque des merveilles («Библиотека чудес»), Франция, 1865 год. Ее создатель Эдуард Шартон назвал библиотеку «беспорядочной энциклопедией», в которую вошла наиболее интересная информация из области природоведения, точных наук, искусств и промышленности.
- По задумке Петра Петровича Семёнова-Тян-Шаньского, «Полное описание…» должно было состоять из 22 томов. В типографии Девриена напечатали только 11 книг, зато они отличались высоким качеством обработки. Переплет украшен блинтовым тиснением с последующим наложением красок и золочением.
- Прижизненное издание двух книг шведского путешественника Свена Андерса Гедина (1865-1952), предпринявшего серию экспедиций в Среднюю Азию, Монголию и Тибет. Обложка представляет собой красочный вариант блинтового тиснения с позолотой.
- Фундаментальный труд путешественника и востоковеда, исследователя Азии Зиновия Лавровича Матусовского. Прочитавши книгу, российский император Александр III наградил полковника медалью Святого Владимира IV степени и пожаловал 725 рублями. Сумма существенная: в конце XIX века за 1 р 25 коп продавали килограмм зернового кофе, килограмм меда или мешок картошки, 4 кило свежего леща, 3 фунта соленой осетрины или 2 кило говядины. За 100 рублей можно было купить лошадь для повозки, а за 150 — прекрасного коня для верховой езды. 40 рублей стоил патефон, а 200 — рояль знаменитого европейского производителя.
Кадры штампы решают всё
Определяющий фактор хорошего тиснения — качество штампа: для них выбирают износоустойчивые металлические сплавы, которые под большим давлением проминают материал, оставляя хорошо различимый отпечаток. Хотя мы говорим сейчас о блинте, рассматриваемые виды клише используются в конгреве и тиснении фольгой.
Пример блинтового тиснения с лакировкой.
Есть несколько видов клише:
- Магниевые. Применяются для блинтового тиснения на бумаге, картоне, коже и кожзаменителе. Обладают средней тиражестойкостью (до 50 тысяч экземпляров), используются для производства рекламной и корпоративной продукции (открыток, буклетов, визиток, пригласительных, этикеток, приглашений, подарочных пакетов и т. д.). Несомненные достоинства оперативное изготовление и демократичная стоимость обработки, минусы — магниевые клише нельзя установить в прессы с высоким давлением и высокоскоростное печатное оборудование, а при тиснении микрографикой штамп быстро изнашивается.
- Медные. Подходят не только для блинта, но и для конгрева благодаря самой большой теплоотдаче среди всех видов клише и высокой разрешающей способности. Эти свойства позволяют использовать их на высокоскоростных прессах, печатать многотысячные партии этикеток и упаковки. Тиражестойкость — 150 тысяч оттисков, стоимость выше магниевых, но ниже латунных.
- Латунные. Сплав меди и цинка обеспечивает высокую тиражестойкость (до 400 тысяч экземпляров) и обладают хорошей теплопроводностью. Штамп можно изготовить путем гравировки на фрезерном станке, можно причем сделать его многоуровневым. Используются для блинтового и конгревного тиснения фольгой в один удар.
- Полимерные. Тиражестойкость — от 500 до 1000 тысяч экземпляров. Высота рельефа у такого штампа фиксирована и зависит исключительно от марки фотополимера. Оптимальный вариант для мелкосерийного производства.
- Стальные. Характеризуются высочайшей тиражестойкостью (около 1000000 оттисков!), обладают низкой теплопередачей. К недостаткам можно отнести длительный процесс изготовления и дороговизну, ведь гравировальное оборудование при работе с твердым сплавом быстро изнашивается и требует замены.
Латунное клише.
На самом деле, качество клише решает далеко не всё. Хорошо наточенный кухонный нож в руках шеф-повара становится кистью для создания великолепных натюрмортов, а в руках преступника — орудием убийства. Мы мирные люди (кстати, надо проверить, не заржавел ли на складе наш бронепоезд) и применяем оборудование только на радость любимым клиентам. Наш специалист чувствует машину, как собственный организм, и точно знает, с какой силой и на какие акупунктурные точки нажать, чтобы оттиск получился четким, рельефным и достаточно глубоким.
Клише из меди.
Методом блинтового тиснения можно обработать разные материалы: дизайнерскую и мелованную бумагу, обычный и ламинированный картон, искусственную и натуральную кожу, мягкие полимеры (прозрачный и цветной полиэтилен, поливинилхлорид, полипропилен и т.д.). Единственное ограничение — толщина запечатываемого материала не должна превышать 12 мм.
Блинтовое тиснение по коже.
Еще кое-что о плюсах «слепого» тиснения: во-первых, высокая скорость обработки (до 150 метров в минуту!), во-вторых, невысокая стоимость — ведь расходные материалы недороги, в-третьих, возможность сменить несколько штампов для получения максимально интересных эффектов. Блинт — выбор тех, кто ценит сдержанное благородство, неброскую красоту и классический стиль.
Конгревное тиснение
В конгреве, помимо описанных штампов, используется ответная часть клише — контрматрица, или пуансон. Это копия объемного изображения, только в зеркальном отражении. При сдавливании материала между клише и контрклише образуются линии и надписи, выпуклые с лицевой стороны и углубленные с изнанки.
Есть несколько подвидов конгревного тиснения:
- гренирование — одностороннее тиснение, итогом которого становится изменение рельефа тонкого рулонного или листового материала;
- текстурирование — получение мелкого рельефа с бесконечно повторяющимся рисунком. Имитирует фактуру определенного материала (например, кожи, холстины, камня и т. д.);
- гофрирование — создание волнообразных складок на тонких рулонных и листовых материалах (например, оберточной бумаге, обоях, картоне для упаковки);
- комбинированное тиснение — первым проходом машина выполняет блинтование, вторым — конгрев.
Комбинированное тиснение на матовой бумаге.
Процесс печати может проходить при комнатной температуре (холодное тиснение) либо с подогревом (горячее) — от +60 до +160 градусов Цельсия.
Визитки с комбинированным тиснением (блинт + конгрев + фольгирование).
Конгрев применяется для финишной обработки грамот, папок, именных дипломов, эксклюзивных открыток, ежедневников, обложек печатных периодических изданий, книжных переплетов, этикеток, визиток и т. д. Изображение получается высокодетализированным и не деформируется с течением времени.
Пример визитки (изображение выполнено конгревом, персональные данные — блинтом).
Конгревное тиснение фольгой
Здесь помимо штампа и контрштампа вводится еще один компонент оборудования — декель. Так называется упругая эластичная прокладка, которая обеспечивает максимально плотный контакт между клише и запечатываемым материалом. Декель — настоящий миротворец: он сглаживает все конфликты между штампом и поверхностью путем изменения своей плотности. При тиснении картона плотностью свыше 180 г/м2 мы выбираем жесткий декель из полиштампа и пертинакса, при обработке бумаги до 180 г/м2 — полужесткий из прессшпана, при тиснении полимерных пленок — мягкий из декельной резины или декпласта. Ставить мягкую плашку при тиснении мягкого же картона нерационально: целлюлозное полотно само играет роль подушки безопасности, эту «кашу» маслом можно только испортить!
Есть еще плоское тиснение фольгой: тигельный пресс при высокой температуре припечатывает тонкий металлический слой к бумаге, картону, бархату или другому материалу. Такие изделия производят легкое и приятное впечатление, но нам думается, что более выразительно конгревное фольгирование. Буквы и линии не просто блестят, а возвышаются над поверхностью, так что кажется, будто они сделаны из настоящего металла. Золотой, серебряный, бронзовый, латунный — этими оттенками выбор не ограничен: мы используем фольгу всех цветов радуги, голографическую, зеркальную, дифракционную и мультиплексную (в ней «прячутся» два и более изображений, и каждое ярко вспыхивает под определенным углом наклона).
Сама фольга совсем не похожа на ту, в которую заворачивают шоколадки или курицу перед отправкой в духовку. Она, подобно гамбургеру, состоит из нескольких слоев: полиэфирной основы, разделителя из натурального или синтетического воска, лакового (содержит пигменты, защищает покрытие от царапин и придает ему блеск), металлизированного — тончайшего алюминиевого напыления, и клеевого, который обеспечивает надежную адгезию.
Малая часть нашего ассортимента фольги для конгрева.
Приятная особенность конгревного фольгирования — метод подходит для обработки неровных поверхностей, например бутылок вина и коньяка, коробок шоколадных конфет, парфюмерных наборов, маркировки продуктов питания и фармацевтических препаратов. Сувениры и открытки с надписями, рассыпающими вокруг разноцветные блики, создают поистине праздничное настроение!
Подарочная коробка с фольгированием.
Просим прощения, дорогие читатели, если мы утомили вас подробностями! Но надо ж было нам немножко поумничать хоть в общих чертах рассказать, что такое тиснение и чем оно может вас заинтересовать. Задавайте вопросы, разглядывайте примеры работ на сайте «Любимой типографии» — и выходите на связь!