Сказ про то, как попали книги в переплёт в Москве
В детстве, бродя по лабиринтам библиотечных стеллажей в поисках чего-нибудь почитать, вы наверняка обратили внимание: самые интересные книги — самые потрёпанные. Однако пожелтевшие страницы, затёртые буквально до дыр, всё-таки чудом удерживаются внутри плотной обложки, так что можно с удовольствием посмаковать увлекательный роман, не опасаясь, что бумажные листы разлетятся как голуби при виде кота. Никакой магии тут, конечно, нет: всё дело в качестве переплёта. О нём сегодня и пойдёт речь.
Как книги попали в переплёт
Переплётом называется прочное покрытие, предохраняющее книгу от повреждений. К нему разными способами крепятся страницы, а на лицевую сторону наносится изображение, которое подсказывает читателю, что ждёт его внутри.
Древнейшие египетские «книги» — папирусные свитки — переплета не имели: для защиты от превратностей судьбы их упаковывали в продолговатые футляры, выдолбленные из древесины акации, кипариса или платана. Название писали на ярлычке, прикреплённом к трости, на которую навёртывали свиток. Античные римляне тоже пользовались этим форматом, они даже дали ярлыкам особое название — «титулюс» (отсюда наш титульный лист). Настоящие переплёты появились вместе с первыми кодексами — тетрадями из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов пергамента.
Евангелие Гаримы, V в н. э., Эфиопия
Самый старый в мире кодекс — Евангелие Гаримы, написанное на древнеэфиопском языке геэз. Предание гласит, что монах Гарима прибыл в африканскую страну из Константинополя в 494 году и умудрился за один день переписать все четыре Евангелия — ради такого дела Бог вмешался в небесную механику и задержал закат солнца, пока трудяга не вывел последнее «аминь». Книга дошла до нас в оригинальном переплёте, мало того — на удивление хорошо сохранились все красочные иллюстрации. Почти не потускнела от времени даже обложка, выполненная из дерева, покрытого позолоченной медью.
Синайский кодекс, IV в до н. э.
Другая известная древняя книга — Синайский кодекс: археологи датировали её IV веком до нашей эры. Первые 43 страницы обнаружил немецкий учёный Константин Тишендорф в 1844 году, копаясь в куче приготовленной к сожжению макулатуры во дворе монастыря Св.Елены на Синайском полуострове. Ещё 86 страниц он нашёл в тамошней библиотеке, после чего вывез драгоценные артефакты в Германию. Вернувшись за остальными страницами, Тишендорф встретил бурное сопротивление монахов, смекнувших, что так называемый хлам представляет большую ценность: мол, гори оно синим пламенем, но бесплатно не отдадим! Выручил исследователя русский император Александр Второй — выдал ему 9 тысяч рублей на ублаготворение божьих слуг. Так издание, включающее часть Старого завета, полный текст Нового и два произведения раннехристианских авторов, оказались в Императорской российской национальной библиотеке. Там они хранились до 1933 года, теперь же принадлежат Британскому музею.
С VI века кодекс стал основным форматом книг: христиане записывали в таких священные тексты, юристы — государственные законы и решения судов, сборщики налогов — имена должников и причитающиеся с них суммы.
Амиатинский кодекс, королевство Нортумбрия, VIII в.
Первый переплётчик, имя которого сохранилось в истории — ирландский монах Дагеус (?-587 г. н. э.). Он использовал довольно нехитрую технологию: выпиливал две дощечки и крепил к ним пергаментные страницы (именно отсюда пошло выражение «прочитать от доски до доски»). Листы пергамента соединяли тонкими кожаными ремешками или пеньковыми верёвками — нитки пошли в дело только в Средние Века.
Свинцовая древнееврейская книга
Перед вами один из суровых челябинских еврейских кодексов, найденных в Иордании: страницы сделаны из свинцовых пластин и скреплены проволокой по перфорации. Текст книги, созданной 2000 лет назад, идёт вразрез с религиозными догмами: здесь Бог (отец Иисуса) — гермафродит, а христианство считается возрождением древней иудейской традиции времён царя Давида (X-IX вв до н. э.).
Кутбертово Евангелие, VII в н. э., Англия
Эта миниатюрная книга размером чуть больше ладони — Евангелие от Иоанна, принадлежавшее св. Кутберту с острова Линдисфарн. Её возраст — около 1300 лет. Переплёт сохранился в идеальном состоянии — полюбуйтесь, как изящно выполнено тиснение на мягкой красной коже! В 2012 году Британская библиотека не пожалела 9 миллионов фунтов стерлингов, чтобы заполучить в свою коллекцию этот раритет. Замечательно, что якобы надменные жители Альбиона не захотели таить уникальный артефакт книгу в дубовом сундуке, пропитанным нафталином, а оцифровали Кутбертово Евангелие и выложили его в свободный онлайн-доступ.
Остромирово Евангелие, 1057 г.
Старейшей русской книгой до недавнего времени считалось Остромирово Евангелие, написанное в 1057 году. Но в 2000 году археологи откопали в Новгороде три скреплённых деревянными шпонками дощечки толщиной в 1 сантиметр, на которых после бережной очистки проступили знакомые старославянские слова. Вытерев пот, катившийся градом от кропотливой работы и волнения, учёные прочли: «От запрещения Твоего, Боже Ияковль, воздремашаяся вседшеи на коня». Им стало ясно: дощечки — это страницы древнего кодекса, где от руки записаны фрагменты Псалтыря (книги Ветхого Завета, состоящей из 160 песней, или псалмов).
Новгородский Псалтырь, 1036 г.
Установить возраст находки помог дендрохронологический метод. Рукопись обнаружили на 20 см глубже первого венца большого сруба, брёвна которого специалисты уверенно датировали 1036 годом. Динамика нарастания культурного слоя в этом районе Новгороде — около 1 см в год, поэтому от 1036 оставалось отнять 20. Так археологи вычислили, что деревянный кодекс был создан в 1016 году. В древнем Псалтыре всего 4 страницы: изнаночные стороны переплёта + 1 вставленная дощечка, покрытая текстом с обеих сторон. Размеры книги — 19х15 см, липовые страницы покрыты тонким слоем воска.
Фрагмент страницы Новгородского кодекса
Высокие стандарты Средних веков
Прежде чем продвинуться по шкале времени от Раннего Средневековья (V-XI вв) к Классическому (XI-XIV вв), мы провели мини-исследование, задав участникам один-единственный вопрос: «Что такое оклад?». 90% респондентов ответили, что это размер заработной платы без премий и надбавок, 5% вспомнили окладистую бороду — широкую, но недлинную и аккуратно подстриженную. И только 5% сказали: оклад — это ещё и разновидность книжного переплёта.
Оклад и страница Библии, Армения, монастырь Сурб Ншан, X в. н. э.
Первые оклады — декоративные покрытия переплётной крышки, сделанные из жёстких материалов — появились в Византии в VII веке нашей эры. В основном их применяли для оформления богослужебных книг.
Евангелие из Линдау, Австрия, VIII-IX вв.
А вот Евангелие из австрийского города Линдау. На создание оклада ушло в общей сложности более 100 лет: над задней крышкой зальцбургские мастера трудились с 750 по 800 г, над передней — с 870 по 880 г. Внутренние стороны обложки обшили редчайшими ближневосточными шелками, лицевые покрыли позолоченным серебром, инкрустировали гранатами и топазами. Камни слегка возвышаются над поверхностью благодаря маленьким «лапкам», поэтому свет не только озаряет внешние грани самоцветов, но и проникает снизу. Можно подумать, что в каждый минерал прихотливой огранки вставлена светодиодная лампочка!
Передняя и задняя крышки оклада Евангелия из Линдау
В период Раннего Средневековья для изготовления твёрдого переплёта европейские и русские оформители часто использовали слоновую кость. Тут сразу приходит на ум анекдот, придуманный в СССР в 1949 году и многократно адаптировавшийся в соответствии с текущей политической обстановкой и государственным строем. Ау, олды, помните?
ООН объявила Международный год слона. Разные страны выпустили книги, посвященные этой теме.
- Немцы напечатали первую часть первого тома двенадцатитомника «Краткое введение в слоноведение»;
- англичане — монографию «Слоны в Британской Индии»;
- американцы — буклет «Что нужно знать жителю США о слонах»;
- итальянцы — эссе «Слоны и музыка Вивальди»;
- израильтяне — публицистическую статью «Слоны и еврейский вопрос»;
- французы — брошюру «Любовь и ревность у слонов»;
- СССР — трёхтомник: 1 том — «Россия — родина слонов», 2 том — «Слоны в свете решений XVIII съезда КПСС», 3 том — «Классики марксизма-ленинизма о слонах».
Увы, с той поры, как скоропостижно превратился в сосульку последний мамонт, в наших широтах исчезли все добродушные клыкастые великаны. Поэтому слоновую кость импортировали на Русь и в Европу из Индии и Африки.
«Рах» герцога Урсу (VIII в) и русский Псалтырь (XII в) с резьбой по слоновой кости
А как тебе такое, Илон Маск дорогой читатель? Переплёт-мешок завоевал популярность среди странствующих рыцарей, паломников и христианских миссионеров. Эту наполненную мудростью сумку было удобно крепить к поясу, дабы освободить руки для сражения с коварным соблазнителем дамы сердца, молитвы или раздачи люлей скудоумным туземцам жестикуляции во время эмоциональной проповеди.
Средневековый переплёт-мешок
У походного переплёта оклад из холстины или кожи значительно превосходил размерами формат книги, собирался в складки с помощью кольца, пуговицы или пряжки и образовывал самый настоящий мешок.
На создание одной книги в Средние века уходили многие месяцы, а то и целые годы. Сначала этим занимались обитатели монастырей в паузах между воздаянием хвалы небесам, выращиванием винограда и приготовлением знаменитых ликёров. Но поскольку божьи слуги особенно преуспели именно в последней области (к тому же результаты трудов согревали их души бренные тела сразу после снятия пробы), они отдали изготовление штучных изданий на аутсорс профессионалам — писцам, художникам, ювелирам, чеканщикам, эмальерам и резчикам по дереву. В городах появились специальные книжные мастерские под названием «скриптории».
Писец (скриптор) работает в скриптории
Если честно, насчёт монахов мы пошутили. Они трудились аки пчёлки почти круглосуточно — работали кузнецами, каменщиками, штукатурами, столярами, пахали землю, варили пиво, пасли скотинку, не говоря уж о полном хозяйственном самообслуживании (приготовлении пищи, стирке, уборке и прочей бытовой обязаловке). Байки о священниках, равных по богатству и жадности пушкинскому скупому рыцарю, верны лишь отчасти: такие кощеи встречались иной раз среди высших церковных чинов, но не среди рядовых послушников. А вот скриптории действительно функционировали вплоть до XIV столетия, когда появилось книгопечатание и стала доступной бумага.
Монахи проводят осмотр собрата с производственной травмой
Какие ещё материалы использовали средневековые мастера для изготовления твёрдых переплётов? Самые разнообразные:
- драгоценные и полудрагоценные камни — рубин, сапфир, изумруд, алмаз, аметист, жемчуг, агат, гранат, цитрин, оникс и другие;
- благородные металлы (золото и серебро), а также бронза и медь, украшенные чеканкой или гравировкой;
- разные сорта кож — сафьян, белая дублёная замша, марокен, велюр, шеврон и т. д. Исходным сырьем для них служили шкуры домашней скотинки — овец, коров, коз, быков и свиней;
- дорогие ткани (атлас, парча, бархат, шёлк, аксанит — плотная ворсистая материя из шщёлка с вплетением золотых или серебряных нитей);
- перегородчатая эмаль (на лицевой стороне обложки формировали металлические ячейки, в которые заливали окрашенное минеральными пигментами стекло);
- вышивка из шёлковых шнуров и бисера.
«Золотой Кодекс», Кентербери, VIII в. Ювелирная инкрустация
До XIV столетия популярным приёмом было также бескрасочное блинтовое тиснение на коже — да-да, то самое, которое мы и сейчас активно используем в полиграфии! Напомним, что суть технологии — в создании оттиска горячим штампом: изображения и надписи получаются слегка утопленными в материал. Блинтом декорировали научные трактаты, философские труды и художественные книги.
Средневековые переплёты с блинтовым тиснением
Эпоха Возрождения утраченных технологий
В период Ренессанса, как закономерно следует из названия, ожили многие способы обработки материалов, погребенный под застывшей лавой вулканов, руинами домов после страшных пожаров и метровыми наслоениями глины от наводнений.
- В XV веке внимание переплётчиков снова привлекло античное искусство обработки серебряных предметов с итальянским названием «ниелло» (от лат. nigello — чёрный), по-русски её именуют просто чернью. Вообще, чернь — это смесь сульфидов свинца, серебра, меди, олова и серы, которую после расплава и охлаждения измельчают в порошок. Последовательность действий в общих чертах такова: сначала на поверхности металла гравируют, вытравливают или вырезают штихелем линии задуманного художником рисунка глубиной около 0,3 мм. Затем изделие несколько раз прокаливают, чтобы декоративные элементы намертво задружили с пластиной для переплёта. Если первоначально чернь имеет густо-серый цвет вроде мокрого асфальта, то с каждым нагревом она становится темнее и, наконец, обретает непроницаемый антрацитовый окрас.
Переплёты с чернением, XV-XVI вв.
- В то же столетие для отделки переплётов начали применять шрифтовые надписи. Наборные штампы с выпуклыми символами возродил доминиканец Конрад Форстер из Нюрнберга в 1443 году (раньше её использовали древние римляне). «Да у вас географический кретинизм, аффтары! — скажет наш читатель. — Между Германией и Доминиканской республикой — целый Атлантический океан!». Понимаем ваше возмущение, но мы не про жизнерадостных жителей Гаити, а про суровых католических монахов с членов ордена, основанного Святым Домиником. Возвращаясь к теме, добавим: шрифтовые надписи употреблялись для тиснения имени владельца книги, её назначении либо изготовителе.
Ренессанс: танцуют читают все!
- Объединив стиль оформления переплётов древних коптских книг с новейшими промышленными достижениями, французские полиграфисты внедрили технологию горячего тиснения золотом. Это был практически современный конгрев фольгой с одной существенной разницей: старые мастера использовали настоящее золото, а мы — тонкий многослойный лист с полимерной основой и металлическим напылением.
Тиснение фольгой: дорого-богато, но не пафосно
- Появились новые художественные техники: штамповка «азюре», дающая оттиск мелких заштрихованных листьев и цветов; «семи» — вся поверхность заполнялась ровными рядами одинаковых элементов; «стиль Гролье» — аппликация из разноцветных кусочков кожи; покрытие лаком или воском; миниатюры, написанные маслом и т. д.
- Для изготовления крышек переплётов, помимо привычного дерева, начали применять сделанный вручную картон. Несколько листов старой исписанной или запечатанной бумаги склеивали между собой, затем оборачивали тканью или кожей, украшали вышивкой или тиснением.
Переплёты, декорированные вышивкой
- Чтобы уберечь фолиант от износа углов, мастера устанавливали на них фигурные металлические накладки, а для предотвращения спонтанного раскрытия — медные, бронзовые или латунные застёжки.
Книги с застёжками и уголками
Эпоха Возрождения причудливым образом переплела традиции разных стран и континентов, Севера и Юга, Востока и Запада. Арабески, древнегреческий и мавританский орнаменты, египетская символика, геометрически правильные формы и всевозможные виньетки — словом, полная эклектика.
Нам жутко хочется рассказать об удивительных переплётах XVII-XIX веков, но, боясь злоупотребить вашим вниманием, предлагаем отложить сей разговор на будущее. Мы ещё не раз обратимся к этой теме, ведь большинство ныне актуальных технологий было изобретено 200-300 лет назад и лишь модернизировалось впоследствии. А пока познакомим вас с современными видами переплётов и заодно рассмотрим книгу не с художественной или эстетической, а с технической точки зрения.
Анатомическое строение книги
Какие части книги вы знаете? Переплёт, внутренний блок со страницами… ну, ещё, пожалуй, корешок и форзац. На самом деле конструкция печатного издания включает значительно большее число элементов. Основные вы увидите на картинках, а ниже мы опишем их назначение и кратко сообщим о других компонентах книги.
- Переплётная крышка — основная часть переплёта. Сейчас их делают из жёсткого картона, оклеивают бумагой с отпечатанной иллюстрацией и соединяют с книжным блоком при помощи форзацев. Иногда переплётом считают и защитно-декоративное покрытие из бумаги, но это неверно — такой формат правильно называется обложкой.
- Корешок — торец книги, к которому изнутри прикреплены страницы.
- Наклейка на корешке — необязательный элемент; обычно она содержит имя автора и название книги.
- Бинт — рельефная полоска кожи либо картона, наклеиваемая на торец поверх декоративного переплётного материала.
- Ляссе — ленточка-закладка из тесьмы; впрочем, иногда их делают из атласа или синтетической ткани. Она облегчает поиск места, на котором вы
вчера уснулипоследний раз остановились. - Отстав — картонная или бумажная полоска, приклеиваемая между картонными сторонками на покровный материал при сборке переплётной крышки.
- Книжный блок — комплект листов или тетрадей, основная часть издания. Включает авантитул, титульный лист, шмуцтитул, фронтиспис и т. д. (об этих элементах мы подробно поговорим, когда доберемся до темы книгопечатания).
- Подвёртка — часть покрытия переплётной крышки, заходящая на изнаночную сторону. Иногда украшается бордюром.
- Каптал — белая или цветная тканевая тесьма с утолщённым краем, которая располагается в верхней и нижней части корешка. Нужен для более прочного соединения книг значительной толщины и выполняет декоративную функцию.
- Обрезы блоков — передний, верхний и нижний торец книжного блока. В эстетических целях им придают вогнутую или выпуклую форму, а для предотвращения загрязнения бумаги закрашивают.
На этой картинке вы без труда узнали все перечисленные выше элементы, осталось лишь добавить, что слизура — это укрепляющая полоска ткани или бумаги шириной 50-70 мм, которая окантовывает корешковый фальц абзаца.
Здесь мы видим хорошо знакомый книжный блок, вставленный между форзацем (двумя листами бумаги, первый из которых прикреплён к переплётной крышке, а второй защищает титульный лист от помятостей и грязи) и нахзацем (аналогичной конструкции, приклеенной к задней крышке).
На этом замечательном термине нахзац приходит и уроку книжной анатомии, а мы теперь поведаем, какие виды переплётов изготовляет современная полиграфическая промышленность.
Классификация твёрдых переплётов
В нашей типографской среде, как и во всякой уважающей себя секретной организации, существует особый словарь и специальная система шифров. Но мы рискнём навлечь на себя гнев братьев по оружию по оборудованию и обнародуем кой-какие данные. Вот как называются виды переплётов на тайном полиграфическом языке:
- 7Б — «бумажный». Подразумевается, что книжная одёжка состоит из цельнокройного листа бумаги (картона);
- 7БЦ — «бумажный целофанированный». Раньше крышки переплёта действительно покрывали полимерной плёнкой толщиной 32 микрона, но сейчас чаще используется матовое или глянцевое ламинирование. Изображения и надписи наносят методом цифровой печати (для небольших тиражей) или офсетной (для объёмных);
- 7 — цельнокройная картонная книжная оболочка, покрытая любым из декоративных переплётных материалов: кожа, бумвинил, коленкор, ледерин, балакрон, верже, рогожа, лён, рубчик, бархат, саванна, империал и др.. Украшают такое издание конкревным тиснением, блинтом или тиснением фольгой;
- интегральный (голландский) — представляет собой один лист толстого картона, у которого загибают уголки, бигуют и ламинируют;
- французский — самый технологически сложный, времязатратный и дорогостоящий: вся работа (от сшивания книжного блока до обтяжки переплётным материалом и росписи крышки) выполняется исключительно вручную;
- 5 — составной, крайне редкий тип переплётов. Здесь комбинируются два или более материалов (например, корешок делается из ткани, а передняя и задняя крышки — из ламинированного картона).
Поздравляем: можете считать себя посвящённым в масоны полиграфисты! Как говорится, вы знаете много, и мы обязаны вас… продолжить знакомить с секретами производства печатной продукции.
Применение твёрдого переплёта
Тысячу лет назад переплёт предназначался для одной-единственной цели — оформление книги. Мало того, каждый представлял собой эксклюзивное изделие, изготовленное вручную и существующее в единственном экземпляре. Сегодня сфера применения переплёта значительно шире:
- фотоальбомы и свадебные фотокниги;
- академические научные труды;
- дипломы;
- диссертации;
- каталоги;
- имиджевые, рекламные и товарные каталоги;
- корпоративные документы (журналы учёта, бухгалтерские книги и др.);
- меню ресторанов и кафе;
- альбомы и т. д.
По одёжке встречают
Эта мудрость применима не только к человеческой «второй коже», но и к оформлению многостраничной печатной продукции. Конечно, составить по качеству переплёта впечатление о содержании художественного произведения невозможно; по красоте диплома нельзя судить об уровне подготовленности поступающего к вам на работу молодого специалиста; дороговизна материала не расскажет, велик ли годовой доход фирмы, даже налоговому инспектору. Но согласитесь: взять в руки аккуратное, эстетичное и со вкусом декорированное полиграфическое издание, почувствовать его солидный вес и даже вдохнуть неповторимый аромат свежей типографской краски с лёгким оттенком ванили — само по себе удовольствие! Однако ближе к конкретике. Каковы же достоинства твёрдого переплёта?
- Прочность и долговечность;
- надёжная защита бумажных листов от механических повреждений;
- качественное скрепление страниц по сравнению с мягкой обложкой;
- книгу/журнал можно раскрыть на 180 градусов и читать в любом положении: стоя (хоть на голове!), сидя, лёжа;
- широкий спектр постпечатной обработки — вышивка, шелкография, конгревное и блинтовое тиснение, фольгирование, роспись и т. д.;
- огромный выбор переплётных материалов, в том числе подверженных резке, разрыву и короблению (картонная основа попросту не даст декоративному покрытию разрушиться);
- возможность использовать плотную мелованную бумагу для внутреннего блока.
В следующий раз мы расскажем о способах крепления внутренних блоков, а пока «Любимая типография» прощается с вами… и ждёт ваших заказов на изготовление печатной продукции в твёрдом переплёте!