Шелкография в Серафимовиче
Шелкография – полиграфическая техника переноса изображения на обрабатываемую поверхность путем выдавливания краски сквозь мелкоячеистую сетку – трафарет. Отсюда и второе название этого способа печати: трафаретная. Хотя современное оборудование позволяет работать с любыми материалами – натуральной и синтетической тканью, кожей, деревом, пластиком, бумагой и другими – история появления шелкографии неотделима от собственно шелка. Давайте же совершим экскурсию в прошлое и выясним, как возникла и развивалась эта замечательная технология!
«Жуу-раа-веель моой,
Журавель!
Го-лоосиистый
Жу-у-у-уравель!», – напевала прекрасная Лэй Цзу, супруга императора Китая Цинь Шихуанди на мотив романса «Соловей» Алябьева.
Юная дева наслаждалась отваром трав под сенью развесистого бамбука и уже собиралась сделать очередной глоток, как вдруг – плюх! – в ее фарфоровую пиалу шлепнулся кокон какой-то гусеницы. Разгневанная императрица, отпустив «肏你妈!» (као-нима, твою ж мать) в адрес мелкой паскудной твари, тонкими пальчиками достала кокон из чая и… и надо же! Он начал разматываться, подобно клубку, в тончайшую нить. «Такого халата Поднебесная еще не видала!» - возликовала Лэй Цзу и приказала служанкам собрать с деревьев 33 мешка сырья для будущей эксклюзивной одежды. Так началась история шелка.
Новая ткань стоила дороже золота (буквально!) и была по карману только представителям гун, хоу, бо, цзы и нань (тогдашние титулы китайских аристократов). Коконы и гусениц шелкопряда запрещалось вывозить за пределы страны под страхом смертной казни через обкормление мясом. Однако шли годы, бурь порыв мятежных производителей шелка становилось всё больше, и вскоре одежду из него начали шить даже крестьяне. Как при таком раскладе буржуазии возвыситься над презренным пролетариатом? Ежу понятно – сделать свое облачение непохожим на ширпотреб!
Способов брендирования в те времена было не слишком много, и технологии эти знали практически все. Что можно изменить в светящемся яйце в ткани? Цвет? Природа щедро делится с нами растительными красками, любой простолюдин может смешать их. Вышивка? Любая крестьянка за одну ночь такого журавля соорудит на подоле халата, что богатые графини, или как их там по-китайски, обзавидуются. Тогда знатные дамы и господа начали заказывать художникам ручную роспись по шелку, а чтобы рисовальщики не отклонялись от курса, намеченного партией выбранного заказчиком изображения, им приказали применять трафарет – лист бумаги с фигурными прорезями, повторяющими очертания оригинала. До появления трафаретной печати – пусть ручной, а не автоматизированной – оставалось еще более 1000 лет.
Это была древнейшая история шелкографии по версии made in China. Ее подтверждает и даже отсылает назад по временной шкале находка в пещере Чьен-Фу Танг. Венгерский этнограф Марк Аурель Стейн в 1907 году обнаружил там рулоны шелковой ткани с изображением Будды, датированные I веком нашей эры. Однако есть свидетельства, что трафаретами вовсю пользовался еще пещерный человек: во французских Пиринеях найдены рисунки, которые наносились по прорезным шаблонам путем выдувания краски через трубочку на каменную стену. Фигурки охотников, их грациозных жён в стиле «ню», живые громады мамонтов, оленей и гигантских саблезубых хомяков датируются XII тысячелетием до нашей эры.
Задолго до пришествия европейских миссионеров подобную технику применяли аборигены острова Фиджи. Местные женщины, используя растительные пигменты и древесный уголь, украшали паруса лодок геометрическими узорами с помощью трафаретов из банановых или бамбуковых листьев. Краской служил сок свеклы и морковки папайи, маракуйи, мандарина и прочей фейхоа. Аналогичный способ знали и эскимосы острова Баффи, только трафареты они делали из высушенной тюленьей кожи.
Прославленные пирамидостроители, египтяне, активно применяли трафареты при отправке очередного фараона в гости к праотцам: рельефными изображениями украшали стены гробниц и футляры для мумий. Очередь на тот свет выстраивалась длинная, а художников было мало, поэтому потребовалась технология, не требующая высокой квалификации исполнителя. Обычный рукожоп рукастый работник с помощью трафарета переводил на стену рисунок профессионального художника, выполненный в натуральную величину на коже или папирусе. В контурах картины прокалывались маленькие отверстия и втирали сквозь них угольный порошок, оставлявший на стене четкие линии. Каменотес углублял их, а работник заполнял тонким слоем цветной штукатурки согласно макету. Этот «метод припороха» по сей день используется при декорировании тканей.
Следующими придумали шелкографию финикийцы – народ, населявший территорию современного Ливана между XIII и III веками до н.э. Да не просто придумали, а поставили технологию на коммерческие рельсы! Великие мореплаватели античности, они вели бойкую торговлю с другими народами – от египтян и арабов до кельтов и германцев, поставляя им рыбу, изделия из металла, слоновой кости, черного дерева, ливанский кедр и вино. Эксклюзивной продукцией были шерстяные и шелковые ткани бесподобных цветов – от густо-фиолетового до сливово-фуксиевого. Пигмент под названием «пурпур» финикийцы добывали из секрета желез моллюсков мурекс. Очевидно, переход от ручной окраски материала к штамповке был вызван желанием упростить производство и увеличить объемы реализации.
Очередной этап модернизации трафаретной печати совершили японцы. XII век, остров Хонсю, Камакура (тогдашняя столица страны), главная площадь. Цуюхарай (глашатай) в желтом кимоно зачитывает итоги воскресной схватки двух ёкодзун – Мусасимару и Токанахану. «Поединок внезапно завершился поражением Мусасимару, который упал в обморок от восхищения чудесным портретом любимой гейши Токанахану, изображенном на его шелковом маваси (широком поясе, который надевают борцы сумо)». Красота – страшная сила, и трафаретная печать тому подтверждение!
Город Камакура в то время считался центром науки, культуры и искусства, в том числе прикладного. Мастера-декораторы, черпая вдохновение из чаши сакэ и подкрепляя силы сасими с карпом, наносили великолепные рисунки на доспехи самураев и украшения для их коней. Поначалу художники создавали композиции от руки, пользуясь кистью, но год от года самураев становилось всё больше – пришлось экстренно наращивать темпы производства. В дело пошли трафареты: изображение наклеивали на сетку из человеческих волос, натянутую на деревянную раму, а для окрашивания использовали тампон. Очертаний тонких волосяных нитей на материале не оставалось, когда смоченный краской тампон прижимался к запечатываемой поверхности через трафарет. Рисунки получались очень сложными и детальными: устрашающих цутигумо (мифический зверь с телом тигра и паучьими лапами), пленительных садзаэ-они (русалок) и 27-метровых оживших скелетов гасадокуро. Пускай коварный враг жидко обстрадается, прежде чем отважиться на бой!
Как часто случается, гениальные идеи одновременно лишают сна и покоя людей, обитающих в разных уголках планеты. Доподлинно известно, что в XII веке трафареты начали применять в Германии: например, остготский король Теодорих Великий использовал этот метод для заверения бумаг личной подписью-печатью «THEOD». Сохранились армейские стяги, штандарты крестоносцев, облачение странствующих рыцарей и пилигримов, декорированные методом трафаретной печати. На потолки домов наносили оттиски монограммы «HIS» (лат. «Jesum Habemus Sosium» – с нами Бог), аналогичным способом изготовляли священные манускрипты. Кстати, знаменитая Библия Гуттенберга тоже была напечатана с помощью трафаретов, краски на основе меди, свинца и серы на первосортной итальянской бумаге.
Однако бурное развитие шелкографии началось только в конце XVII века, после того как французский гравер Жан Папиллон начал выпускать обои с шелкографией под названием «domino». В отличие от современных 10-метровых рулонов, та одёжка для стен больше напоминала лоскутное одеяло: каждый фрагмент в ширину составлял 46 сантиметров, в длину – 1 метр 25 сантиметров, к тому же имел неровные края. Но за неимением лучшего папиллоновские обои шли нарасхват у архитекторов, мануфактурщиков и мебельщиков. Первое сито из шелковых нитей тоже было изобретено во Франции в середине XIX столетия. Теперь нам понятно: шелкография называется так не потому, что позволяет обрабатывать только шелковые изделия, а по материалу печатной формы.
В период активной колонизации Америки (1760-1840-е) в Новый Свет устремились корабли, полные ирландцев, англичан, шотландцев, германцев, испанцев. С собою эмигранты везли только самую необходимую утварь, тут уж было не до изысков типа персидских ковров и комодов из красного дерева! Но сотворить уютное гнездышко хочется и на чужих берегах, вот и нашлась работа сотням вольных художников-оформителей: за пригоршню медных монет, свиную ногу или галлон доброго сидра декораторы с помощью трафаретов из жести и промасленной бумаги, а также красок из местных растений расписывали дома традиционными народными мотивами. Оригинальный дизайн выделился в особое направление – Early American style, а трафаретная роспись в США получила статус национального искусства.
Америка недаром считается мировым центром деловой активности – конечно же, первый патент на процесс трафаретной печати через шелковую ткань был выдан в 1907 году жителю Манчестера Сэмуелу Стивенсу. Наполнитель наносился на сетчатую основу, формируя пробельные и печатные элементы, с помощью резинового валика. Вскоре ему на смену пришел ракель – шпатель из маслостойкой синтетической резины с металлическим держателем.
Трафаретная печать выделилась в отдельную отрасль в годы Первой мировой, когда в США как грибы после дождя росли chain store – сети магазинов, прообразы будущих «Шестерочек» и «Копеечек». Фирменные вывески, витрины, одежда персонала с логотипом и слоганом компании – словом, эксклюзив начали штамповать массово. В 20-е годы обработке впервые удалось подвергнуть «трудные» материалы для многократного использования – стекло и металл: бутылки и банки с газировкой, посуда для ресторанов, автомобили и т.д. А в середине XX века шелковую сетку сменили сначала синтетические сита из моноволокон, затем металлизированные и полиэфирные сетки-основы.
В России трафаретная печать сначала называлась «сериграфия» (от греческого «seri» – и «grafio» - изображение). Наверное, из-за неблагозвучности этот термин заменили на ласкающую слух «шелкографию». Сегодня эту технологию повсеместно применяют для создания изображений на футболках, кепках, сумках, термосах, кружках, блокнотах, ручках, ПВД-пакетах, значках и бейджах, постерах, баннерах… в общем, практически на всех видах рекламной и сувенирной продукции. Но возможности трафаретной печати не ограничиваются декоративной функцией! Вот какие высокотехнологичные и архинужные вещи получаются с ее помощью:
- печатные платы компьютеров, смартфонов, дофигаумной современной бытовой техники с высоким программным IQ;
- шкалы и панели приборов – от микрофонных предусилителей до сложнейших устройств управления самолетом;
- мембранные клавиатуры (Ура! Теперь можно резаться в Доту ночь напролет, не привлекая внимания
санитаровдомочадцев громким стуком); - лобовые стекла автомобилей – такой вид тюнинга скрывает провода и крепления, придавая машине опрятный вид, и защищает герметик от УФ-лучей;
- паруса для судов, парашюты и воздушные шары;
- токопроводящие контактные дорожки для электронных устройств, ЖК-мониторов, одежды с биометрическими функциями и т.д. Здесь используются специальные токопроводящие чернила на основе меди, серебра или золота;
- маркировка денежных купюр, пластиковых карт, бытовых товаров, медикаментов, стройматериалов, оргтехники. Для защиты этих изделий задействуют термохромную и флуоресцентную краску;
- эксклюзивная корпусная мебель, обои для стен и постельное белье.
Трафаретная печать позволяет обрабатывать изделия сложных форм и самых вычурных конфигураций – рельефные, объемные, цилиндрические, сферические, яйцеподобные, напоминающие символ бесконечности… да хоть букву «зю»!
Как же происходит таинство рождения уникального изображения на вашей бейсболке, майке или термокружке? Расскажем кратко, чтоб не утомлять вас профессиональной терминологией.
Первым делом готовим трафарет. Подобно сэру Ньютону, который первым разложил белый свет своими кощунственными высказываниями на знакомую нам радугу, мы разделяем компьютерное изображение на отдельные цвета. Дело в том, что самое современное полиграфическое оборудование не может передать на материал сразу всю палитру оттенков, поэтому каждый цвет выводится в виде отдельной пленки. Далее мы создаем набор полиэфирных сеток: толщину их нитей определяет опытный печатник с точностью старорежимного провизора, отмеряющего дозу морфия для пациента. Нити насколько тонки, что напоминают паутинку: их диаметр – от 0,04 до 0,5 миллиметров, а частота натяжения – от 4 до 400 штук на 1 квадратный сантиметр.
Время нанести на сетку фотоэмульсию – светочувствительный состав, который «запечатывает» микроскопические ячейки. Видели, как пчелы закрывают воском соты, наполненные душистым нектаром? Вот-вот! После высыхания эмульсии раму с сеткой мы помещаем в копировальную установку, накладываем трафарет и производим экспонирование. Так называется процесс, при котором в вакууме происходит засвет фотоэмульсии и ее отверждение. В итоге наглухо «цементируются» только участки, незащищенные фигурно вырезанной пленкой (пробельные элементы) – они оставлены для нанесения других цветов, а ячейки под трафаретом, в которые должна проникнуть выбранная на этом слое краска (печатные элементы), после высыхания эмульсии легко смываются водой.
Чуть-чуть терпения – и на нашем сувенирном изделии появятся первые яркие линии, узоры и надписи. Для этого намазываем краску на сито, как масло на батон, и аккуратно продавливаем специальным ножом – ракелем. Тиксотропные составы, которые мы используем, способны изменять свою вязкость, поэтому они равномерно распределяются по поверхности, а благодаря наличию смолы не растекаются даже на объемных предметах. Толщина красочного слоя варьируется от 10 до 100 микрометров – достаточно, чтобы картинка радовала не только взор, но и тактильные рецепторы!
Дожидаемся полного высыхания этого слоя и повторяем операцию столько раз, сколько цветов в выбранном вами рисунке. Конечно, каждая итерация увеличивает стоимость продукции, зато шелкография позволяет создать не просто уникальные изделия, а настоящие картины, напоминающие творения лучших живописцев и вышивальщиц! Кстати, к этой технологии обращались многие художники XX века; самым известным был «король поп-арта», скандальный уроженец Питтсбурга (США) Энди Уорхол (1928-1987). Родители его, Вархолы, принадлежали к малочисленной восточнославянской народности русины и нарекли мальчика именем Андрей, которое тот впоследствии заменил кошерным американским аналогом.
Окончив факультет рисования и дизайна, молодой художник выбрал собственный стиль – псевдонаивный, полумультяшный, безлично-отстраненный. Яркие, холодные и бесстрастные работы художника странным образом сочетают классический рекламный плакат с традициями иконописи. Даже самый многознающий искусствовед затруднился бы разглядеть в эпатажных работах Уорхола «ранимую душу творца», а психиатр сказал бы, что это явный случай эскапизма – бегства от травмирующей реальности. Да и сам он признавался: «Боюсь смотреться в зеркало – а вдруг я там ничего не увижу?». Ну, это ладно – медицинские светила давно уже снабдили диагнозами всех великих людей. Главное, что Энди вовремя смекнул: интересы простых советских американских граждан сместились от импрессионизма, постимпрессионизма, экспрессионизма и прочих -измов на объекты более близкие и понятные: хлеб гамбургеры, воду кока-колу и пленительный мир шоу-звезд.
Уорхол компилировал привычные предметы, составляя причудливые коллажи или, напротив, до наглости топорные комбинации. Бутылки с газировкой и бурбоном, банки консервированной фасоли, дамские туфли, рулоны туалетной бумаги… Производители товаров народного потребления сначала ох…нули, но потом самые рисковые заказали Энди рекламные плакаты своей продукции – и вскоре уже пили шампанское ящиками, празднуя небывалый рост выручки. Концепцию художника можно выразить лаконично: рисовать не продукты, а этикетки; не предмет, а символ предмета; не реальное, а вечное.
Дизайн рекламы изрядно обогатил Уорхола: в 1963 году он купил огромный дом на Манхэттене и превратил его в студию, открытую для всех желающих. Никаких входных билетов и охранников, никаких мистических тайн живописного мастерства, оберегаемого призраками почивших художников, никаких ритуалов посвящения с поеданием летучих мышей – приходи, смотри, учись и повтори, ежели достанет смелости и таланта! А посмотреть было на что: Энди к тому времени вплотную занялся производством портретов звезд эстрады и кино методом шелкографии.
Среди самых известных работ Уорхола:
- «Зеленые бутылки Кока-Колы» (1962). Казалось бы, что может быть проще: взять прозрачные бутылки с темно-вишневой жижей и перекрасить их в монохромный изумрудный цвет? Ну так это ж догадаться надо было! Энди догадался – и не прогадал.
«Искусство должно быть понятно каждому, ведь колу пьют все – от рабочего до президента, - говорил художник. – В нашей стране зародилась удивительная традиция потребления: богатые покупают точно те же продукты, что и бедные».
- «Банки с супом Кэмбелл» (1962). Автор считал это полотно лучшим своим творением, хотя при жизни продавал подобные всего по 100 баксов, а его потомкам продажа картины на аукционе принесла 24 миллиона долларов.
- «Простреленная шалфеевая Мэрилин» (1962). Шелкография с портрентом знаменитой киноблондинки, начатый через неделю после самоубийства звезды, в 2022-м была продан на аукционе «Christie's» за 195 миллиона долларов. Теперь это самое дорогое произведение американских художников и самая дорогостоящая картина XX века.
К трафаретной печати обращались художники Джексон Поллок, Кит Харинг, Рой Лихтенштейн, Джон Бетти, Зураб Церетели и другие.
Если вас тоже навещают креативные музы в стильном прикиде или вы мечтаете стать проводником культуры в массы, подарив любимым клиентам 1000 футболок с Моной Лизой в сосновом лесу, шелкография станет наилучшим выбором!
- используемая палитра Pantone позволяет идеально воспроизвести все нюансы оттенков и освещения, заданные макетом;
- можно добиться потрясающих спецэффектов за счет применения люминесцентных, флуоресцентных, металлизированных и «вспененных» красок, выборочного и объемного лака;
- обработке поддаются любые материалы – алюминий, нержавеющая сталь, натуральное дерево, пластик, хлопок, лен, кожа, синтетические ткани, картон, бумага и т.д.;
- чернила для шелкографии не выгорают на солнце, не трескаются от перепадов температур и неумолимого времени, не боятся влажности, бытовых моющих средств и стиральных порошков;
- для придания пущего объема краску можно нанести в несколько слоев;
- при заказе больших тиражей это лучшее соотношение «цена – качество».
Заглядывайте в наш блог еще, не стесняйтесь задавать вопросы и обращаться к нам за помощью в разработке макета, буде таковая понадобится. До встречи!